Удивительный человек и артист Лев Дуров родился 23 декабря 1931 года. Он относился к той плеяде артистов старой школы, для которой мир без театральной сцены и киносъемочной площадки не существовал вовсе.
Как-то, рассказывая о своей работе с Анатолием Эфросом, писатель Эдвард Радзинский подметил: «Великий режиссер просил меня показывать артистам, как надо играть. И только Дуров играл всегда по-своему…» Это правда. Он не был похож ни на кого. А играл ли он? Да тоже нет, наверное. Жил…
225 ролей в кино. Задумайтесь, что это за цифра. Подчеркнем — это только его «киносчет», а в театре он играл тоже много. Наверное, сегодня те артисты, которые снимаются в сериалах, могут составить конкуренцию Льву Константиновичу по числу ролей, но стоит ли это сравнивать? И у Дурова к ролям было особое отношение: он не делил их на маленькие и большие, первого плана или второго. Поэтому его, актера достаточно упрямого, почитали за честь снимать самые известные режиссеры. Все знали: выложится он по полной. Сам Лев Дуров дал себе как актеру глубокое определение: трагический клоун. Точнее сказать трудно. Он мог быть как невероятно смешным, так и пронзительным.
Родился Лев Дуров в Москве, в Лефортове, жил в плотно населенной квартире-коммуналке. Родители его к искусству не имели никакого отношения, но, наверное, некие гены все же определили страсть Льва к театру: он принадлежал к старейшей династии знаменитых цирковых клоунов и дрессировщиков Дуровых. В детстве Лева был страшным шалопаем и хулиганом, так что о славе для сына родители и не мечтали. Но все замечали: драчун затихал, когда приходило время идти на занятия в драматическую студию, что работала при Дворце пионеров. Нравилась ему и самодеятельность, а во время войны Лев Дуров принимал участие в концертах, что давали артисты в госпиталях.
Во МХАТ он поступил сразу, а потом по распределению оказался в Центральном детском театре. Это было знаком судьбы: тут он встретил Анатолия Эфроса. Да, великий Эфрос был его режиссером. А Дуров — его артистом. Они работали вместе тридцать лет.
… В ЦДТ Дуров работал 10 лет, диапазон его ролей был колоссален — от классических персонажей до… огурца в постановке для малышей.
Эфрос ушел в «Ленком», оттуда — на Малую Бронную. Дуров уходил вслед за ним. И Театр на Малой Бронной стал главным театром его жизни. Лучшие роли были сыграны им в постановках Эфроса — это и Тибальд в «Ромео и Джульетте», и Жевакин в «Женитьбе», и Сганарель в «Дон Жуане». На «Вы чье, старичье?», «Трибунал» и другие ходили именно «на Дурова».
В этом театре Лев Дуров раскрылся и как режиссер-постановщик. «Жестокие игры» по Арбузову, «Золушка», «Обвинительное заключение» — это были постановки с огромным зрительским откликом.
А кино… Вспомните де Тревиля из «Трех мушкетеров». Подлеца Клауса из «Семнадцати мгновений весны» — редкую для Дурова отрицательную роль. Не смотрели — посмотрите. И увидите гения.