Люди закулисья. Откуда начинается настоящий театр

  • Анастасия Старостина
  • 25.03.2024

27 марта отмечается Международный день театра. Мы расскажем об остающихся за кулисами профессиях, без которых не обойтись ни одному храму Мельпомены.

Любой театр живет не только своими постановками. Для того чтобы представить на суд взыскательного зрителя новый спектакль, поделиться своим взглядом на насущные проблемы, многие века терзающие умы и души человечества, необходима серьезная подготовка. А для этого все органы большого организма, который и называется театром, должны работать как одно большое целое. И не последнюю роль в этой работе играют цеха, деятельность которых попросту не видна зрителю.

По словам заведующей мастерскими Московского театра кукол Оксаны Вальгман, если человек хочет работать в театре, но не имеет специального образования, то он может овладеть необходимыми навыками уже на месте.

— К примеру, я просто люблю шить, но у меня не было какого-то специального театрального образования, — говорит Оксана Вальгман.

С коллегой соглашается и руководитель костюмерного цеха Театра Моссовета Елена Жарикова.

— Шить я начала с четырех лет, когда одевала своих кукол, — рассказывает костюмер. — Именно тогда родная тетя подсказала мне, как шьется самая простая юбка-солнышко.

По ее словам, когда после девятого класса перед ней встал вопрос, куда идти дальше учиться, было сразу несколько направлений, где это можно сделать.

— Я готовилась поступать в Школу-студию МХАТ, но в то время появился прекрасный молодой модельер Вячеслав Зайцев, — продолжает Елена Жарикова. — И мне очень захотелось поработать именно в этом направлении.

Руководитель костюмерного цеха Театра Моссовета при этом уточняет, что задача костюмера — это не пошив одежды, как думают многие.

— Этим занимается специальный цех, — говорит она. — Наша задача — подобрать правильный костюм, провести инвентаризацию, понимать партитуру спектакля, для того чтобы другие костюмеры понимали, сколько в данной пьесе переодеваний.

Но при этом, по ее словам, для того чтобы работать костюмером, достаточно иметь минимальные навыки. Например, уметь сделать на месте мелкий ремонт, пришить петлицу или пуговицу.

Есть много мест, в которых можно получить профессиональное образование, напрямую не связанное с лицедейством. Скульптор Московского театра кукол Ольга Смелянец окончила театрально- художественный институт в Ярославле.

— Многие поступают в театрально-художественное училище или колледж, — говорит она. — И такие есть не только в Москве.

Хотя задачи изготовителя кукол и костюмера и отличаются, в них можно найти много схожего. Так, создатель кукол должен уметь не только изготовить персонаж, но еще и сшить для него костюм. Помимо костюмеров, в театре есть такая профессия, как монтировщик сцены. Яков Иванов работает на этой должности в Театре имени Романа Виктюка уже несколько лет.

— Долгое время я работал во МХАТе осветителем. На эту профессию я и учился во ВГИКе. Сейчас в этом университете можно получить отличное образование, — говорит он. — И такие профессии востребованы в театральном сообществе.

— По словам Иванова, в театральные колледжи на художников, монтировщиков идет много людей, но не все из них потом работают по профессии. Все же театр — особая среда.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Беклемышев, актер, режиссер:

— В театральном мире очень много таких профессий, которые не видны зрителям, однако при этом они очень важны. Это и капельдинер, который занимается подготовкой зала, встречает гостей, оказывает помощь в поиске места, консультирует по репертуару театра, и даже клакер, который управляет зрителями, подсказывает им, в какой момент надо аплодировать или выражать эмоции возгласами. Есть еще такая профессия, как антрепренер — театральный менеджер, который занимается организацией и контролем мероприятий.

Рекомендации