Ровно 150 лет назад, 6 мая 1872 года, в Санкт-Петербурге родилась Надежда Лохвицкая, снискавшая славу под именем Тэффи. Она от природы обладала невероятным чувством юмора. Рано выйдя замуж, она родила двух детей, к 18 годам развелась, а в 19 лет начала предлагать прессе свои рассказы.
Начало ХХ века в России ознаменовалось взрывом эмансипации. Женщины проявляли себя в искусстве и литературе: активно занимались скульптурой, живописью, писали стихи. Надежда Лохвицкая писала прозу. Причем не просто рассказы, а удивительно точные жизненные зарисовки, наполненные тончайшим юмором. Это было в новинку: до нее юмористами были исключительно мужчины.
К 1907 году она стала одним из самых желанных авторов в газетах, а с 1908-го — звездой «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Примерно в это же время Лохвицкая начала подписывать свои произведения литературным псевдонимом Тэффи. Поразительно, но при внешней открытости писательницы история возникновения этого псевдонима так и осталась неизвестной. Судя по всему, так она увековечила прозвище слуги Степана, которого Лохвицкие на иностранный манер называли Стеффи.
Тэффи стала в России культом. Из-за нее сходили с ума и стрелялись, ее боготворили, ее именем называли духи и конфеты. В 1910 году вышла ее дебютная книга, а потом и еще несколько сборников. Прозу Тэффи — ироничную и неизменно окрашенную добрым внутренним светом — читатели просто обожали.
Но ведь было немало и других писательниц в это время. Почему же именно имя Тэффи вернулось к нам, несмотря на годы забвения? Ответ прост: легкий стиль и глубина написанного сделали Лохвицкую символом и женской эмансипации, и женской прозы в целом. К тому же и судьба писательницы стала в некотором смысле типичной для того времени. В 1918 году Тэффи отправилась с писателем Аркадием Аверченко в Киев на выступления, много и тяжело путешествовала по югу России, а затем уехала в Париж. Эмиграция «физическая», правда, не спасла ее от духовных метаний — Тэффи бесконечно писала о надежде на возвращение в Россию.
Вынужденно оторвавшись от родины, Тэффи не погасла как литератор, но стала менее ироничной. Она горько писала о сломанных судьбах и нелегкой участи тех, кто невольно оказался жертвой эпохи перемен. Идеалы прежние были утрачены, новые — не найдены, но зато, по Тэффи, незыблемой оставалась высшая нравственная правда, за которую только и оставалось держаться людям в непростое время. Писала она и о любви — той, что спасает во все времена.
Вокруг Тэффи собирались эмигранты. Даже в самые трудные дни она поддерживала их своей неиссякаемой целостностью и моральной силой, а порой и великодушным смирением перед обстоятельствами. Даже во время оккупации Парижа она не покидала его, работая над воспоминаниями о великих современниках. Не стало Тэффи 6 октября 1952 года, а переиздавать ее произведения начали после перестройки.