Ровно двести пять лет со дня рождения Мариуса Петипа — француза, сделавшего для русского балета так много, что уже давно можно было бы забыть о его французском происхождении, балетоманы отмечают 11 марта. Впрочем, Петипа в итоге получил российское гражданство и скончался летом 1910 года в Гурзуфе уже «абсолютно русским». Конечно, все это шутки, но в них, как известно, всегда есть доля правды. В данном случае она в том, что покорившему весь мир классическому русскому балету, выстроенному на глубинных музыкальных традициях России, очень повезло в пору становления и взросления, это счастье — встретить такого учителя. Искусству танца и тайнам хореографии маленького Мариуса и его брата Люсьена учил отец: Жан-Антуан Петипастарший сам был прекрасным танцовщиком и балетмейстером. Вкус же к драматическому искусству воспитала в сыновьях его супруга — актриса Викторина Морель-Грассо. Поначалу для Мариуса занятия были по сути пыткой, но он привык к ним, как и к вечным переездам семьи.
В 16 лет, став солистом в театре города Нанта, Мариус, казалось, все же безнадежно отстал от брата, ставшего к тому времени уже премьером и исполнявшим заглавные партии в самых ярких балетных постановках. Но Мариус всего лишь «дозревал» до какого-то иного уровня: впитывал танцевальные традиции разных стран и народов, в том числе, например, изучал испанские танцы. Позже его «насмотренность» очень ему помогала: те же испанские танцы органично вольются в его балетную хореографию.
Ну а с мая 1847 года началась другая жизнь Мариуса Петипа: он прибыл в Петербург, приняв приглашение директора Императорских театров. В момент переезда Петипа было без малого 30 лет. Отношение к его талантам в России Петипа откровенно польстило. Он видел разное, а тут был приятно удивлен выказываемым ему почтением, с восторгом подписал контракт, оценив щедрость директора, согласившегося оплатить даже «пустые» месяцы до начала выступлений… Петипа быстро понял, что хотел бы остаться в России надолго, и остался… навсегда, проведя на новой своей родине больше шести десятков лет.
Петипа был прекрасным танцовщиком, но не в классических постановках, а в более эмоциональных партиях. Но его заслуга все же была в другом. Он был балетмейстером, хореографом и либреттистом от Бога. Перенося на российскую сцену французские постановки, он добивался их нового прочтения, оригинально работал с постановками чисто технически, разыгрывая сцены на столе с помощью фигурок из папье-маше.
Увы, постановки гения в «чистом» виде не сохранились. Зато сохранилась магия подхода Мариуса Петипа к постановкам: особое отношение к сочетанию музыки и танца, смысловая нагрузка движений, важность партий соло. Его «Баядерку» называют мостиком между эпохой романтизма и классицизма в балете. И сегодня поставленные Петипа балеты считаются классикой и продолжают свою сценическую жизнь — пусть и в восстановленном виде.
ЦИТАТА
Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой:
— Мариус Петипа никогда не был русским по национальности, но он сознательно получил российское гражданство. Он никогда не хотел покидать пределы Российской империи, потому что считал своей родиной именно Россию. Без Мариуса Петипа нет балета XIX века. Когда отмечался юбилей Петипа, была поставлена цель: обратить внимание на сохранность шедевров Петипа, на состояние классического балета в нашей стране. И подчеркнуть еще и еще раз: балет в России — это искусство номер один, это национальное достояние.