Site icon Пресса в образовании

Мастер народной комедии: режиссер Леонид Гайдай

Мастер народной комедии: режиссер Леонид Гайдай

Режиссер-постановщик Леонид Гайдай на съемках художественного комедийного фильма "Спортлото-82" на киностудии "Мосфильм" / Фото: Николай Малышев/ТАСС

Комедии Леонида Гайдая стали знаковыми для советского кинематографа. Емкие и смешные фразы уходили в народ мгновенно. Сейчас, спустя полвека, мы часто слышим: «Надо, Федя, надо», «Спортсменка, комсомолка и просто красавица», «Лепота!», «Не виноватая я, он сам пришел», «Не узнаю вас в гриме»… Список можно продолжать бесконечно. Ему удалось снять фильмы, над шутками и сценами из которых смеются зрители спустя нескольких поколений, и пояснять ничего не нужно.

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года недалеко от Иркутска. Будущий режиссер хорошо учился, был начитанным и эрудированным подростком, ходил в кружок художественной самодеятельности, но… был не занудным ботаником, а главным хулиганом — получал замечания за драки и за то, что задирал девчонок. Повзрослеть ему пришлось резко, как и многим из того поколения — в 1941 году началась война.

Гайдай вспоминал, что тогда юношам казалось это приключением, каждый мечтал отправится воевать, бороться с фашистами. Проработав год в Иркутском драматическом театре, он получил повестку, отправился на фронт — сначала в Монголию, потом под Москву. В начале 1943 года был серьезно ранен, подорвался на мине. Продолжать боевые подвиги по постановлению комиссии он не смог и вернулся в родной город, в театр, где вчерашним школьником начинал свой путь в большое искусство. Следующая точка — столица, ВГИК. Во время учебы он работает как актер, его приглашают сниматься. Но талант и стремление стать режиссером не осталось незамеченным — старший коллега, Иван Пырьев, который умел видеть дар в молодых людях и стал для многих из них ангелом-хранителем, направившим их в нужную сторону, пригласил его на «Мосфильм». Успех не пришел — были эксперименты в патриотическом кино, но вместо славы пришла жесткая критика. Настолько суровая, что режиссер уехал в Иркутск. Но так просто от судьбы не уйдешь. Случайно в газете режиссер нашел фельетон «Пес Барбос» и задумал его экранизировать, сделать короткометражку. Так родился триумфальный фильм «Пес Барбос и необычный кросс». Во многом ключом к успеху стал актерский состав — Гайдай собрал трио артистов, которые настолько полюбились зрителям, что переходили из фильма в фильм. Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин на несколько лет стали его соратниками. Следующей была короткая лента «Самогонщики», а дальше — дилогия «Приключения Шурика». Фильмы о находчивом студенте-инженере, в образе которого многие находили черты самого режиссера, смотрела вся страна. Ближе всего Гайдай сошелся с Юрием Никулиным — оба провели юность на фронте, поэтому легко нашли общий язык. Артист стал главным героем следующей комедии — «Бриллиантовая рука». Для советского кино история, где контрабандисты прячут драгоценности в гипс добропорядочному гражданину, была нестандартной. Фильм полюбился еще и из-за музыки, которую по заказу Гайдая написал Александр Зацепин.

Следующей вершиной стал «Иван «Васильевич меняет профессию», где уже знакомый Шурик отправляет в советскую столицу Ивана Грозного, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев.

В творческой биографии Гайдая 17 фильмов — серьезных и смешных. Режиссеру удавалось находить саму суть, почему и цитаты из его фильмов не теряют актуальности. Часто он говорил, что это не только его заслуга, а драматургов. При этом сценаристы вспоминают, как скрупулезно и старательно режиссер каждую реплику выверял на экране, добиваясь емкости и краткости, из-за чего и были они не в бровь, а глаз…

ЦИТАТА

Вячеслав Марусенков,  кинодраматург:  

— Феномен Гайдая стоит на трех китах. И разговор не про Моргунова, Никулина и Вицина, хотя про его талант выбирать актеров сказать надо. Во-вторых, он создавал легкую комедию, когда не нужно поднимать табличку, чтобы заставить зал смеяться. Когда от смеха плачет и слесарь, и доктор наук. Это дорого стоит.

И последняя, пожалуй, самая неоднозначная режиссерская задача заключается в поиске вечных тем. Хотя создатели комедий грешат выбором злободневных историй, Гайдай видел в произведении не только комичные ситуации, но и сюжет, который будет актуален всегда.