1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com xslotx.com dezperadoz.com güvenilir rulet siteleri 24hrbetting.com casino siteleri onlinecasinontx.com slot oyna blackjack siteleri 1xbitgiris.org venusbetgiris.net betebet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
levant casino casinolevantgiris.com levant casino levant casino levantguncel.com levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino vidobet vidobet vidobet vidobet denemebonusu.com betgitguncel.org betmaldives.org onlinecasinomaldives Maldives Casino casino siteleri adaxbetguncelgiris.org
Композитор Никита Богословский исполняет одну из своих песен. Фото 1978 года / Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Мастер розыгрыша, человек-улыбка, композитор и литератор

  • Ольга Кузьмина
  • 22.05.2023

Ровно 110 лет назад, 21 мая 1913 года, родился удивительный человек — Никита Богословский. Композитор и литератор, автор и прекрасной музыки, и умопомрачительно смешных розыгрышей, он вошел в историю как символ той самой интеллигентной культуры, падение которой оплакивают многие представители старшего поколения.

Ему не исполнилось и десяти лет, когда он написал первое музыкальное произведение: рожденный в семье дворян мальчик за рояль был посажен в три года, как положено. Ну а к 15 годам он, впечатленный «Ночью перед Рождеством», создал прелестную оперетту, которую поставили в Ленинградском театре музыкальной комедии. Успех произведения был ошеломительным, но автор музыки слушал его со стороны — юного композитора не пропустили на премьеру его собственного произведения.

Природная легкость и, с позволения сказать, игривость Никиты Богословского определила характер и душу его музыкальных произведений.

Он много смеялся в жизни, сияла и искрилась и его прекрасная музыка. Но это не означало, что композитор был поверхностным. Скорее, наоборот: порой не верилось, что солнечный человек Никита Богословский может писать песни, вызывающие глубокий душевный отклик у людей.

Становление Богословского как композитора фактически совпало с эпохой активного «мужания» отечественного кино. А музыке в советских кинофильмах отводилось огромное значение. После музыкального техникума и консерватории одаренный композитор уже в конце 1930-х годов начал писать музыку для кино. Слава пришла к нему мгновенно. Фильм «Остров сокровищ», для которого он написал песенку Дженни на стихи Лебедева-Кумача, появился на экранах, произвел фурор, и композитор проснулся знаменитым.

Никита Богословский создал порядка трехсот песен, входящих в золотой фонд нашей эстрады. «Любимый город», «Спят курганы темные», «Большая жизнь», «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», которую многие считают народной, «Три года ты мне снилась…» — все это он! Ну а в жизни обычной, вне творчества, Богословский, безусловный представитель богемы, был неисправимым хулиганом и шутником, истинным мастером розыгрышей, иногда — просто виртуозных. На него порой обижались, но обычно прощали ему шутки, поскольку они и правда были исполнены с задором и придумкой. Кстати, как-то он задействовал в одном из розыгрышей газету «Вечерняя Москва»: услышав, что орнитологи разыскивают окольцованную птицу, он не поленился дать объявление от имени поэта Ласкина о том, что птица находится у него, и бедного Бориса просто измучили звонками…

Никита Богословский был удивительным, особенным, искрометным. И — неисправимым трудоголиком. Женатый четырежды, он пережил трагедию — его сыновей от ранних браков сгубил известный русский недуг. Но Богословского не сломила и эта трагедия. Его музыка — послушайте ее только, ведь Богословский писал не только произведения для кино, он создавал и симфонические произведения, и был, кстати, великолепным дирижером.

…Культовая фигура для нашей эстрады, кино, для посиделок на кухне, символ образованного интеллигента-златоуста, Богословский оставил огромный след в культуре целого поколения. Дар рассказчика, талант юмориста и тонкий вкус сделали Никиту Богословского и телезвездой: он вел различные передачи на телевидении, и все они благодаря ему имели огромный успех. Но самое главное — он не боялся экспериментов.

МЕЖДУ ТЕМ

Великолепно о Никите Богословском написал Валерий Евсеев, друг композитора, бывший главный редактор «Вечерней Москвы»: «Он был ироничен во всем и ко всему. В том числе и к себе. Впрочем, он сам как-то написал, что именно ирония и жизнерадостность помогли ему прожить столь долгие годы. Не мое дело править классика, но я бы добавил: еще и трудоспособность. Кажется, он работал всегда и везде. Поскольку его рабочим местом был он сам, ему для этого не требовалось ни компьютера, ни карандаша, ни бумаги. Богословский был не только великий композитор и музыкант, автор любимейших песен, но и талантливый литератор, остроумец и король розыгрышей. А еще он был удивительный человек…»

Рекомендации