Выпускница театра-студии Minima Яна Левина

Мастерство актера очень пригодится на уроках

  • Татьяна Левушкина
  • 28.03.2022

Дети получают новые знания и навыки не только на уроках. Очень помогают раскрыть себя занятия в различных театральных студиях. В них юные актеры преображаются, иногда — до неузнаваемости.

Во многих столичных школах есть театральные классы и студии. Уже больше 10 лет театром Minima, который работает в школе № 1241 «На Красной Пресне», руководит Лора Владимировна Макмак.

— Это удивительно, я не привыкла долго засиживаться, так складывались обстоятельства моей профессиональной жизни, — улыбается Лора Владимировна, которая отдала театру больше 40 лет. — Здесь очень комфортно работать, потому что есть установка, общая позиция по детям. Демократичная, позитивная — ставка на развитие.

Сейчас театр-студия Minima, где занимаются больше 30 ребят трех возрастных групп (в младшей — ученики 4–5-х классов) — стабильный лауреат и призер всероссийских и московских фестивалей школьных театральных коллективов, участник мастерских для педагогов дополнительного образования города Москвы, Московской области, частый и желанный гость разных сценических площадок.

А начиналось все с разновозрастной группы, в которой было всего восемь человек. В «театралку» приходят и «сложные» дети, которые не всегда бывают прилежны в учебе или хорошо ведут себя на уроках.

Мастерство актера очень пригодится на уроках
Дебют новой группы в постановке, посвященной 10-летию театра.

— Когда учителя приходят и видят у нас двоечников, которые произносят огромные тексты и вообще очень артистичны, с удовольствием играют, они удивляются: как ребенок это выучил, — рассказывает Лора Макмак.

А секрет прост: все дело в правильном подходе. Руководитель ставит ребятам творческую задачу, которую они должны выполнить. Они готовят этюд к показу — без учителя, с переменой режиссуры.

Если договориться не удалось, делают две, три версии. Их может быть столько, сколько человек в команде. Причем каждому дано право быть и лидером (режиссером), и исполнителем (ведомым).

— То есть никто ни на кого не давит, не говорит слова «нет», — комментирует педагог. — Это очень важно. И это дает таким детям, которым сложно учиться на уроках, право и возможность быть собой, они открываются. И оказывается, что этот ребенок очень глубокий, яркий, пластичный. Он умеет дружить, договариваться.

Так подростки учатся работать в команде, слушать и слышать других — приобретают навыки, полезные во взрослой жизни. На сцене каждый преображается. Уходят скованность, стеснение, даже голос начинает звучать по-другому: насыщенно, уверенно. Эта привычка переносится и на обычные уроки.

Школьник уже не боится отвечать у доски — чем не сцена? Лора Владимировна рассказала об одном полезном упражнении, которое можно применить практически на любом уроке. Ученик надевает перчатки и с помощью пластики руками, не произнося ни слова, пытается объяснить одноклассникам задание. Они наперебой угадывают, что он хотел сказать, после чего «актер» взахлеб рассказывает, что он имел в виду, при этом напрочь забывая о страхе или стеснении.

Кроме того, подросток, который занимается в театральной студии, с легкостью может перевоплотиться практически в любой образ — от гидравлического пресса или произвольно взятой формулы до литературного героя, такая привычка очень пригодится на уроках литературы, например. Или русского языка, где сочинения перестанут быть большой проблемой.

Понимая важность таких занятий, чувствуя себя на сцене как рыба в воде, почти каждый, кто занимается в «театралке», хочет стать актером.

Но Лора Владимировна пытается их разубедить, советует выбрать профессию по себе, набраться жизненного опыта и только потом идти в мир театра или кино.

— То, чем мы занимаемся, это не для театра, это для жизни, — говорит она. — Для того, чтобы ты мог понимать свою собственную грань в общении с другим человеком, во взаимодействии с текстом. Когда работаешь с текстом, в команде, ты открываешься новой стороной и для себя, и для других. Чем больше в тебе граней, тем интересней твоя жизнь. Поиск своего образа, своей роли в этой жизни — вот для чего нужна детская «театралка». Не для того, чтобы стать артистом.

Рекомендации