Ученица школы № 2120 Мария Лебедева выступает на фестивале звонарей

Мелодия должна идти от сердца

  • Диляра Рахманова
  • 20.02.2023

В домовом храме мученицы Татианы при Московском государственном университете имени Михаила Ломоносова прошел VIII детский фестиваль звонарей.

В храме мученицы Татианы собралось много детей. Ребята от 6 до 17 лет приехали показать свое мастерство на фестивале звонарей. Перед выступлениями прошла репетиция. Больше участников перед конкурсом волновались педагоги. Их воспитанники оказались в непривычных условиях. Звонницы в храмах и музыкальных школах, где учатся ребята, отличаются от той, что установлена в домовом храме мученицы Татианы.

— В нашей музыкальной школе звонница не такая большая. А еще у нас три подзвонных колокола, а здесь четыре, — рассказала Мария Лебедева, участница фестиваля, ученица московской школы № 2120.

После репетиции началась торжественная часть. Ребят поприветствовал председатель жюри фестиваля, руководитель Даниловского колокольного центра иеродиакон Роман. Он пожелал всем успеха и открыл фестиваль.

Первой на колоколах заиграла Алена Грызова. Участница еще совсем маленькая. Она еле доставала до поводков с колоколами. Бить в самый большой ей помогал один из организаторов. У девочки не хватало сил, чтобы давить с силой на педаль. Тем не менее Алена Грызова достойно сыграла свою программу. Она исполнила звон в должном ритме, практически не сбиваясь.

На ярусе звонницы в тот день было по-настоящему громко. Из-за этого многие конкурсанты выступали в желтых наушниках, что смотрелось немного забавно. На конкурс прибыли участники из разных городов России и даже из Республики Беларусь. Многие привезли мелодии из родных краев. Так, участники из города Сортавала исполнили традиционный звон.

В каждом крае свой особенный стиль. В сортавальском звоне есть синкопы (смещение акцента с сильной доли такта на слабую).

— В основе звона линейка подзвонных колоколов, на которых играют двумя руками, — объяснил Андрей Гринчишин, обладатель первого места VIII детского фестиваля в возрастной категории 14–17 лет.

Он рассказал, как начал играть на колоколах.

— Я пришел в храм на свой шестой день рождения. Настоятель спросил, хочу ли я подняться на колокольню, ударить в колокол. Я согласился. Мне очень понравились колокола, и через два месяца начал заниматься в школе-студии колокольного звона при Никольском храме, — рассказал Андрей Гринчишин.

Он играет уже семь лет. И сам пишет мелодии для колоколов.

На мероприятии прозвучал еще один звон — новгородский. Его исполнила Мария Лебедева.

— Первый мой инструмент — барабанная установка. На ней меня научил играть Михаил Викторович Фомичев, мой преподаватель и одновременно организатор этого мероприятия. В прошлом году на детском фестивале звонарей я выступала с ансамблем из моей музыкальной школы. В тот день я увидела, как ребята играют на колоколах. И мне тоже захотелось освоить инструмент. Михаил Викторович меня научил, — поделилась Мария Лебедева.

По ее словам, начать играть на колоколах было несложно. Особенно после того, как она освоила ударные инструменты. Главное в игре на колоколах — ритмичный звон.

— Я исполнила на фестивале новгородский встречный звон. В нем на четвертую долю играется благовест. Звон хоть и называется будничным, но ритмически сложный и необычный, — рассказала Мария Лебедева.

В тот день в храме была по-настоящему благостная атмосфера. Солнце освещало убранство церкви. В зале горели свечи. Непривычно долго, хоть и с небольшими перерывами, в храме звучали колокола. Мелодия переливалась, неслась ввысь.

Каждый желающий мог послушать юных участников. Иногда заходили прихожане, сначала недоуменно смотрели, а после оставались послушать звонарей. Пришедшие внимали звукам музыкальных инструментов, смотря наверх, словно в небо. Их лица были безмятежны.

На фестивале не чувствовалось соревновательной атмосферы. Участники доброжелательно общались друг с другом. Организатор Михаил Фомичев рассказал, что ребята приезжают не соревноваться, а мотивировать друг друга, учиться у сверстников. Им важно послушать участников из разных регионов.

— Ребята видят, как играют другие звонари, и им хочется самим звонить лучше. Фестиваль способствует творческому росту, — подытожил Михаил Фомичев.

Он рассказал, что участников оценивают по степени владения мастерством, задействованию колоколов, грамотному использованию музыкальных приемов. Также важна музыкальная форма.

Надежда Синдеева, член жюри, отметила, что для нее важна игра от сердца.

— Иногда слышно, как звонарь играет на колоколах механически, безэмоционально. Мне же важно, чтобы мелодия шла из сердца. На фестивале были ребята, которые играли все технически правильно. Только в их звоне не было эмоциональной отдачи. Одного участника мы сразу отметили, потому что он играл с душой, — рассказала член жюри.

Всего в этом году в фестивале участвовали около 60 звонарей. По словам судей, принимать решение было сложно. Ребята показали отличный результат. В конце фестиваля лучших участников наградили грамотами и медалями в виде колокола, чтобы награды мотивировали их улучшать музыкальные навыки и напоминали о прекрасном солнечном дне, проведенном на VIII детском конкурсе звонарей.

Рекомендации