Site icon Пресса в образовании

Безответственная цивилизация

https://pixabay.com/ru/

https://pixabay.com/ru/

В рубрике нашей газеты «Коррекция зрения» мы говорим о тех явлениях, которые заставляют задуматься о будущем страны и человечества, проблемах поколений.

Их называют по-разному и даже выстраивают некую устремленную в туманное будущее спираль: дети индиго, поколение альфа, одуванчики… Взрослые гуру доказывают превосходство представителей новых поколений над родителями, бабушками и дедушками. Делаются смелые предположения о генетической революции, способной изменить мир.

Мир, однако, не становится лучше. Человеческая цивилизация, как утверждают серьезные ученые, балансирует на грани самоуничтожения. Если не от ядерной войны, то от экологической катастрофы, изменения климата, употребления ГМО-продуктов. И надежды, что мир спасут дети-одуванчики, сродни вере в чудо, в то, что Господь все управит поверх голов неразумных людей.

Сам факт признания существования «особенных» детей свидетельствует о том, что человеческая цивилизация возвращается в инфантильное детство, когда кажется, что достаточно спрятаться в шкафу — и опасность уйдет, пожар в доме погаснет, все само собой наладится. Мы давно существуем в «детской цивилизации» с ее перепадами настроения, взаимоисключающими суждениями, «белым» и «черным» информационным шумом, иллюзией, что впереди долгая жизнь и времени хватит на все.

Детская безответственность пронизала общество. Вверх по социальной лестнице по принципу стихийно сложившегося детского коллектива поднимаются не самые умные и ответственные, но самые злые и «отвязанные» (вспомним роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух»). Дети (не все, но многие) охотно врут, мгновенно забывают о том, что говорили вчера, увлеченные новыми идеями, крайне редко доводят дело до конца. И эта ложь, невыполненные обещания стали воздухом современной жизни.

У «детской цивилизации» есть и социокультурное объяснение. Преемственность — непременное условие успешного и стабильного развития общества. Но опыт поколений, сформировавшихся во время СССР, оказался мало пригодным для поколений девяностых. Дед может научить внука премудростям рыбной ловли, но вряд ли даст ему правильные жизненные ориентиры для существования в современной компьютерно-цифровой реальности. Дети осваивают новые технологии гораздо быстрее и полнее родителей, уходят в социальные сети как в «черную дыру», легко преодолевая выставленные родителями, школой запреты.

В бытность председателем КГБ Юрий Андропов заметил: «Мы не знаем общества, в котором живем». К современному обществу эти слова применимы в неизмеримо большей степени. Общество гаджетов и мессенджеров, выражающее себя в ста восьмидесяти знаках с пробелами, все дальше уходит от семейных, национальных, религиозных и прочих традиционных основ. Оно невидимо и деятельно ваяет нового, неведомого человека. И этот процесс уже не остановить, если и дальше не обращать внимания на «детские» новости.