Александр Блиннов, заслуженный учитель России

Детям лучше проводить выходные дома с родителями

  • Александр Блиннов, заслуженный учитель России
  • 7.02.2021

Лично я считаю, что каждая школа должна решать вопрос индивидуально, в зависимости от размера учебного плана. Нередко этот план, на мой взгляд, чрезмерно раздут, когда у детей бывает по семь, а то и восемь уроков. Начинаем смотреть, а чем же школьники занимаются, и выясняется, что у них много уроков, необходимость которых под большим сомнением. Взять, например, ОБЖ. Лично мне кажется, что ребятам достаточно раз в полгода прочитать лекцию о безопасности. Но нет.

Даже в 11-м классе, когда нужно усиленно готовиться к ЕГЭ, выпускникам каждую неделю рассказывают о видах ожогов, структуре Российской армии, какие там бывают военные награды и за что их дают… Как эти знания пригодятся в жизни — вопрос открытый.

Время от времени появляются новые предметы, которые тоже попадают в учебный план. Вот, например, вернули в школы астрономию. С одной стороны, знать об устройстве Вселенной образованному человеку необходимо. С другой стороны, а кто будет этот предмет вести? Хорошо, если это учитель физики. Но вести, как показывает практика, может кто угодно, особенно в сельских школах, где один учитель на 5–6 предметов.

И вот получается, что, с одной стороны, учебный план огромен, а с другой — качество образования не самое высокое, потому что просто не хватает квалифицированных преподавателей, причем даже в Москве. То есть дети все учатся и учатся, а что на выходе? Где результат? Мне кажется, школам нужно дать больше свободы, как в 1990-х. Пусть каждая сама определяет, какой предмет в каком объеме давать. В том числе — исходя из своих возможностей и здравого смысла. Для младших школьников никакой шестидневки не должно быть по определению, потому что маленькие дети, на мой взгляд, должны проводить выходные с родителями, а не сидя за партой. К тому же учебный план у них небольшой. Растягивать его на шесть дней, как это было в советской школе, смысла никакого.

Рекомендации