Фото: Екатерина Архипова Учителя истории Станислав Лавров и Андрей Еремеев

Интерактивное место встречи учителя, ребенка и родителя

  • Станислав Лавров Преподаватель социо-гуманитарных дисциплин Лауреат конкурса «Учитель года»
  • 28.12.2021

Уходящий 2021 год стал юбилеем судьбоносных событий битвы под Москвой в период Великой Отечественной войны. Это открыло людям уникальную возможность одержать свои нестандартные учебные победы: десяток интерактивных площадок на территории Москвы и подступах к ней подготовились к круглой дате особым образом.

На Бородинском поле, Лобнинском и Протвинском рубежах обороны, в Химках, на территории музейного комплекса танка Т-34 и других сохранившихся и поддерживаемых государством и добровольцами объектах культурно-исторического наследия были воссозданы многие эпизоды войны и быта. Неотъемлемыми участниками и осветителями этих событий являются военные фотографы и корреспонденты – именно через их объективы, из их заметок у нас есть возможность увидеть восстанавливаемые бои, ознакомиться с хроникой всех сторон ожившей истории. 80 лет назад в ходе эпохальных исторических событий Битвы под Москвой корреспонденты «Вечерки» в рядах защитников отправились на передовые участки так опасно приблизившегося к столице фронта.

Какие только формы образования не реализуются в наши дни: очное, заочное, дистанционное, цифровое, инклюзивное, коррекционное, адаптивное – и это только часть известных на настоящий момент практик. После непростого опыта удаленного образования периода пандемии и, в особенности, локдауна, четко обозначился дефицит коммуникабельных интерактивных практик и «живая история» (living history) стала интересным выходом в сложившейся ситуации. Рассматривая сам образовательный процесс (образование = обучение + воспитание), нетрудно заметить, что молодое поколение, даже не всегда отдавая себе в этом отчет, перенимает знания и имитирует модели поведения старших.

Интересной особенностью движения реконструкции является то, что это хобби не только сочетает в себе внушительный объем знаний, физическую нагрузку и опыт взаимодействия с окружающими, но и привлекает разных участников – от маленьких детей, до людей глубоко солидного возраста. Все эти особенности в совокупности создают уникальную среду, где есть шанс пересечься трем ключевым субъектам образовательного процесса (детям, учителям и родителям): реконструкторы часто берут на мероприятия своих родных, а для преподавателей истории нередко реконструкция является профессиональным хобби – все это в совокупности формирует потрясающее и по-настоящему интерактивное образовательное пространство.

Вот так учитель истории Андрей Еремеев уже не первый год погружает в прошлое не только своих учеников – на школьных занятиях и выездных мероприятиях, — но и собственных детей – на открытых интерактивных площадках и фестивалях. Такое увлечение помогает педагогу отдохнуть и переключиться с порой рутинного учебного процесса и широчайшим образом дополняет его профессиональные знания. Детская аудитория очень чуткая и преподавательский авторитет в ней заметно растет, когда учитель на собственнном опыте знает, о чем говорит и способен поделиться не только книжным и умозрительным опытом.

Кадет 3 взвода 3 роты Омского Кадетского Военного Корпуса Гордий Пшённый занимается реконструкцией с 9 лет. Любовь к военно-историческому прошлому ему личным примером привила родная мама, Екатерина Пшённая – замечательный пример того, как с детских лет из семьи и через досуговые мероприятия формируются личная инициатива, представления об угрозе и героизме, исторические знания, развивается физическая выносливость и, самое главное, осознание причастности к великому историческому прошлому, чувство общности со взрослыми и товарищами.

Реконструкция героических событий часто открывает в людях новые стороны, а решение общих задач налаживает взаимоотношения. На первый взгляд, вынос образовательного процесса в поля в наше время может показаться радикальной идеей, но речь идет, разумеется, только об отдельных мероприятиях или лагерях и фестивалях. Так или иначе, все участники вносят свой вклад в общее дело поддержания преемственности поколений и культивации правильных идей, формирования здорового исторического сознания.

Интерактивное место встречи учителя, ребенка и родителя
Фото: Екатерина Архипова  Екатерина Пшённая, Гордий Пшённый, Станислав Лавров
Интерактивное место встречи учителя, ребенка и родителя
Фотограф Екатерина Архипова

Рекомендации