Фото: Пресс-служба Совфеда

Интерес к литературе зарождается в семье

  • Евгений Ямбруг, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук
  • 28.03.2022

Низкий уровень читательской грамотности — острая проблема современной педагогики, которая связана с отсутствием у детей интереса к литературе.

По данным исследований российского социолога Владимира Собкина, современные подростки читают не более четырех книг в год по собственному желанию. На занятиях в школе список литературы намного богаче. Однако если учеников не заставишь, то читать они не будут. Это происходит из-за того, что в семье не уделяют внимания домашнему чтению. Я часто спрашиваю родителей: «Вы читали своим детям сказки перед сном?» А они: «Нет, у нас много работы».

Именно поэтому, приходя домой, ребята садятся за компьютер и погружаются в виртуальный мир, а читают исключительно в школе.

Сейчас перед учителями встала еще одна проблема. Дело в том, что большую часть информации современные дети воспринимают глазами. И отвлечь их от яркой картинки, заинтересовать текстом сложно. Уровень концентрации у подрастающего поколения не очень высокий. Но, на мой взгляд, эти проблемы можно решить, если уметь адаптироваться к современным реалиям. Например, недавно я разбирал со второклассниками графический вариант книги «Дневник Анны Франк». Им так понравилось занятие, что после этого им захотелось прочитать это произведение в тексте.

Я не против того, чтобы текстовую информацию адаптировали например под комикс или инфографику. Главное, чтобы она была инструментом побуждения к осмысленному чтению. Читательская грамотность, в свою очередь, помогает нам раскрыть центральные проблемы, поставленные в тексте, освоить ценности и традиции нашей культуры. Взрослым полезно перечитывать русскую или зарубежную классику. Например, повторно обращаясь к роману Льва Толстого «Война и мир», мы начинаем открывать для себя новые смыслы, о которых не догадывались в детстве.

Не стоит забывать, что осмысленное чтение во многом зависит от уровня письменной грамотности. Иногда правильная постановка запятой в предложении определяет его смысл. Согласитесь, от грамотной постановки знака препинания в крылатом выражении «Казнить нельзя помиловать» может зависеть жизнь человека. Но, к сожалению, в последнее время уровень письменной грамотности у школьников серьезно упал.

Кстати, не только у них. Например, недавно я был в городской поликлинике, в одном из кабинетов которой висела табличка «За бор крови». Представляете! Получается, что у некоторых специалистов высшее образование есть, а среднего нет.

По большей части это связано с влиянием интернета — основного источника информации для детей и подростков в современном мире. Многие тексты, размещенные в сети, имеют чрезмерное количество орфографических, грамматических или пунктуационных ошибок. А еще много сокращенных слов, образованных не в соответствии с правилами русского языка.

Рекомендации