Министерство просвещения РФ готовит рекомендации по созданию «идеальной школы», охватывающие все сферы учебного процесса. Их образовательные учреждения получат к началу нового учебного года. А пока их готовят, мы спросили экспертов, какой они видят идеальную школу.
Ольга Полякова, почетный работник общего образования РФ:
— У идеальной школы, на мой взгляд, должны быть три составляющие. Она должна предоставлять безопасные, комфортные и современные условия для обучения. В Москве, надо отдать должное, они создаются. Так, например, с 2018 года реализуется проект «Школа старшеклассников». Это создание единого образовательного пространства, объединяющего инженерные классы, ИТ-классы, медиаклассы, медицинские, академические и другие профильные классы. В итоге в доступе у ребят появились образовательные зоны академического, технологического и инженерного направления и медиакоммуникации.
Во многих школах теперь есть лаборатории физического и химического эксперимента, лаборатория обработки материалов и разработки устройств, лаборатория моделирования, ИТ-полигоны, лекционные поточные аудитории, коворкинг-пространства и зоны отдыха и креативности. Мне кажется, объединение лабораторий и трансформируемых пространств в единый комплекс позволяет создать межпредметную образовательную среду, где старшеклассники получают возможность обучаться по индивидуальной траектории. Другой вопрос, что создать нечто похожее во всей России будет непросто: не у всех регионов на это есть деньги. Но, на мой взгляд, нужно найти средства хотя бы на то, чтобы питание в школах было по-настоящему вкусным и полезным. И чтобы физкультура всегда проходила только в спортивном зале, а, скажем, не в актовом — как это порой бывает сейчас.
Андрей Лукутин, президент клуба «Учитель года» г. Москвы:
— Думаю, что нужно создать школу такую, куда ученики, учителя и управляющий состав идут с удовольствием. Школу, куда с удовольствием отпускают детей родители. Такое место сосредоточения всего интересного, доброго, полезного и перспективного. Причем как для школьников, так и для государства. И только после того, как нормальная школа появится, приступать к созданию некоего идеала. А именно — школы, которая станет «местом силы» во всем — обучении, воспитании и, главное, их результате. Это очень непростая задача. Ведь школа, как институт общества, довольно консервативна и меняется очень медленно. Плюс надо понимать, что с течением времени идеал школы будет меняться. Сегодня мы движемся к одному, а завтра — уже к другому.
Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета:
— Чтобы улучшить школу, нужно для начала понять, а зачем она в принципе нужна. Изначально школу создавали, чтобы дать детям образование и воспитание — такое, какого не могут дать родители. Но сейчас школа фактически воспитанием практически не занимается. А знания вполне можно получить с помощью интернета. Моя старшая дочь, например, сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов, хотя школу не посещала с пятого класса.
Некоторые считают, что школа необходима для успешной сдачи Единого госэкзамена — чтобы потом пойти в вуз, окончить его и сделать карьеру. Но сейчас, по данным социологов, более половины учащихся вообще не сдают ЕГЭ: они после 9-го класса уходят в колледжи. Это связано с повышенным интересом к так называемым рабочим профессиям. Вообще сейчас, на мой взгляд, изменилась сама общественная парадигма. В СССР, например, было модно быть умным — поэтому многие и шли в вузы, хотя их выпускники часто зарабатывали меньше обычных рабочих.
А сейчас, как ни странно, ум не в моде. Посмотрите на блогеров, кумиров молодежи. Многие из них умом явно не блещут. Но это не мешает их популярности, следовательно, зарабатыванию денег. На них смотрят подростки и стремятся к тому же, а вовсе не к знаниям или высшему образованию. И эту ситуацию надо менять. В частности, с помощью школы. А какой она будет и насколько кардинальными должны быть изменения — надо думать всем вместе.
Алексей Рощин, социальный психолог:
— В первую очередь нужно изменить работу преподавателей. Недавно обнародовали результаты исследования, согласно которым российские учителя на втором месте в мире — после японских — по времени работы с бумагами. В век информационных технологий давно пора преподавателей от этой работы освободить или свести ее к минимуму, чтобы больше времени оставалось для общения с учениками, той самой воспитательной работы, которой многим школам сейчас так не хватает. Тем более что и электронные дневники, и журналы, и «Московская электронная школа» этому только способствуют.
Вадим Арустамов, лидер общественного движения «Мы — дети России»:
— Давайте создадим хотя бы хорошую школу, чтобы наши дети в нее с удовольствием ходили. Сделаем атмосферу в ней более свободной, сходной со студенческой. Пусть у ученика будет больше выбора во всем. Пусть наконец уйдет школьная муштра, а обучение станет более игровым. А еще надо отменить «смешанные» классы, когда специально сводят сильных и слабых учеников, но обучение ведется с расчетом на слабых — чтобы они поняли. Это очень мешает тем ребятам, которые успевают лучше, делает уроки для них скучными, а стремление к получению новых знаний — практически нулевым. В идеале нужно сделать подход к обучению более индивидуальным, к чему в Москве, например, стремятся, но результат видят немногие.