Фото: unsplash.com

Крепкий фундамент будущего успеха

  • Юлия Пономарева, директор Центра всестороннего развития детей «Прогресс»
  • 19.11.2025

В российском обществе заметно меняется восприятие возможностей дополнительного образования детей. Когда-то различные кружки, секции, турклубы, творческие студии воспринимались как приятное дополнение, которое можно при желании убрать из расписания. Сегодня становится все очевиднее: благодаря системе дополнительного образования картина детства начинает играть настоящими «живыми» красками.

На уроке ребенок узнает новые слова и формулы, но ему обязательно нужно пространство, где эти знания можно попробовать «на вкус». Кто-то делает это в техническом кружке, собирая свои первые конструкторы и робототехнические проекты. Кто-то — в оркестре или театральной студии, где учится слышать партнера и получать первые реакции от публики. Кто-то — в туристском объединении, где карта и компас внезапно превращают школьную географию в реальный маршрут по родному краю. Ребенок видит: то, что было в учебнике, работает в жизни. И порог, который раньше разделял школу и дополнительное образование, — стирается.

Есть еще один важный момент. В школе кто-то увлечен физикой и математикой, кто-то делает акцент на гуманитарное направление, переходит в профильный класс с этим уклоном и с соответствующей программой. Система дополнительного образования и тут отличный помощник школе, чтобы сохранить выбор и разнообразие. С кружками и секциями всегда можно начать с чистого листа: попробовать себя в другом деле, найти наставника, который видит не только успеваемость, но и темперамент, интересы, внутреннюю мотивацию. Так мы получаем среду, в которой ребенок на протяжении всей учебы получает всестороннее развитие.

Дополнительное образование — не роскошь, а инструмент развития. Когда в малом городе появляется технопарк, а в сельской школе на полную мощность работают спортивный клуб и театральный кружок — там меняется не только расписание детей. Появляются новые горизонтальные связи между школами, колледжами, предприятиями, туристскими и культурными организациями. Ребята выходят на различные конкурсы, форумы, смены: там их ждут навыки ответственности работы в команде, появляются планы собственных жизненных, творческих идей, самоорганизация своего свободного времени. Все то, что сделает их дальнейший путь, чтобы они ни выбрали, более ярким и уверенным.

Количество детей, которые выбирают для себя не один, а сразу два или три кружка, из года в год увеличивается в нашей стране, показывая позитивный рост. Все чаще это осознанный выбор: ребенок пробует и получает интересные связки знаний и навыков на стыке спорта и технологий, музыки и театра, туризма и естественных наук. Для него это естественный поиск своего направления и тех занятий, которые действительно «цепляют». Много ребят при этом добиваются впечатляющих результатов во всех таких начинаниях. Задача школы и системы дополнительного образования — поддержать этот выбор, помочь выстроить разумный баланс и показать, как разные интересы складываются в единую траекторию роста.

Очень важно, чтобы дополнительное образование также не воспринималось как «сфера развлечений». Да, ребенку обязательно должно быть интересно. Но за интересом стоят очень серьезные педагогические задачи: формирование компетенций, воспитание, социализация, ранняя профориентация. Урок дает надежный фундамент, допобразование помогает построить на нем дом — с окнами и видом в будущее, понятное самому ребенку.

Рекомендации