Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Метро задает ритм всему городу

  • Сабина Цветкова, председатель комиссии Мосгордумы по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры
  • 29.09.2025

Есть инфраструктура — и есть транспортная система, которая задает ритм целому городу. Московское метро сегодня — это не просто подземная артерия, это мощный каркас, на котором держится вся логика передвижения 13-миллионного мегаполиса. Но так было не всегда.

Еще в начале 2010-х метро работало на износ: устаревшие поезда — всего 13 процентов современных составов, перегруженные пересадки, а очереди в кассы занимали у людей по рабочему дню в месяц. Сейчас представить это трудно. За 15 лет город прошел путь, который другие мегаполисы преодолевают десятилетиями. Более 120 новых станций, открытие МЦК и БКЛ — самой большой в мире кольцевой линии метро, запуск четырех линий МЦД — и, как результат, количество станций рельсового каркаса выросло в 2,5 раза.

Пока в Нью-Йорке за 15 лет построили около пяти станций, Москва обновляет карту метро каждые несколько месяцев. За этим темпом — колоссальная работа метростроевцев, инженеров, архитекторов. Это те самые люди, чье профессиональное наследие началось еще в годы войны. Тогда, несмотря на эвакуацию и фронт, в Москве продолжали строить метро: семь станций были открыты даже в условиях бомбежек. За этот подвиг Метрострой был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Сейчас в Москве ведется строительство двух новых линий метро: Рублево-Архангельской и Бирюлевской. Строятся новые станции на Троицкой линии, первый этап которой завершили в сентябре этого года. Работы охватывают районы на юге, западе и в Новой Москве. Также запланировано продление Сокольнической линии до Щербинки и Арбатско-Покровской — до станции «Гольяново». К 2030 году в городе будет 517 станций рельсового каркаса. Новые маршруты улучшат доступность транспорта для миллионов жителей и свяжут с центром десятки отдаленных районов.

Сегодня в арсенале у города — алгоритмы прогнозирования загрузки, отечественные цифровые платформы и даже беспилотные технологии. Уже к 2026 году появится первый поезд, способный двигаться без машиниста — с интервалом около 90 секунд. Такого нет ни в одном городе мира. Но цифры — это только часть картины. Главное, что московский транспорт стал удобным и доступным для всех. Карта «Тройка» избавила от очередей, приложения показывают загруженность вагонов в реальном времени, а количество современных поездов выросло почти в полтора раза. Исчезли критически перегруженные перегоны — их было 16, стало ноль.

Развитие метро — не просто строительство тоннелей, а создание качественной городской среды. Московский метрополитен становится безопаснее, удобнее и доступнее. И каждый день мы благодарим тех, кто делает это возможным, — метростроевцев.

Рекомендации