Верующие возносят молитву Всевышнему в столичной Соборной мечети во время празднования Курбан-байрама

Нужна мудрость, чтобы научить детей уважать веру других людей

  • Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, врио председателя
  • 30.10.2023

Людям зачастую проще вступить в спор, нежели попытаться понять оппонента. В нашу «цифровую эпоху» это проявляется особенно ярко и наглядно: в социальных сетях даже самый незначительный повод приводит к яростной, бескомпромиссной полемике. Что уж говорить о важных и острых темах… В нашей рубрике «Разговоры о важном» представители трех ведущих конфессий нашей страны делятся своим видением, как выстраивать диалог с детьми, близкими, другими людьми, Богом и самим собой.

Первое и основное, чем мы руководствуемся при взаимодействии с духовенством традиционных и мировых религий в России, — это осознание нашей совместной ответственности за наше общее Отечество и судьбу населяющих ее народов. Здесь важна в первую очередь добрая воля тех, кто осуществляет межрелигиозный диалог, а конкретные формы взаимодействия могут быть самыми разными.

В последние годы стало доброй традицией приглашать духовенство других религиозных традиций на крупнейшие конференции и общественные форумы мусульман, на церемонии открытия мечетей. Есть прекрасные примеры сотрудничества в регионах в делах меценатства и социального служения, в организации любительских спортивных состязаний. Чего, на мой взгляд, нам пока не хватает — это глубокого осмысления и научной разработки основ и целей межрелигиозного диалога на уровне наших теологов.

Самые разнообразные формы нетерпимости, ксенофобии, радикализма, к сожалению, присутствуют в молодежной среде, и таким крайним взглядам могут быть подвержены молодые люди разных национальностей и религий. В основе слова «ислам» лежит значение «мир», а мусульманин означает «смирившийся», то есть пришедший к миру со Всевышним и с окружающими. Думаю, такая трактовка верующего человека как личности, нашедшей согласие с Создателем и с теми законами, которые Он установил для мироздания, присуща многим религиям. Поэтому понимание, диалог, добрая воля к сотрудничеству с человеком, который молится в другом храме, говорит на другом языке и по-другому выглядит, — это элемент согласия с божественной волей, согласно которой человечество столь разнообразно. С разъяснения этого стоит начинать разговор с молодежью.

Думаю, здесь жизнь сама диктует нам сроки. Годовалые малыши уже встречаются на детской площадке с другими карапузами совершенно иного облика. Родительская мудрость должна проявляться в том, чтобы с самого нежного возраста тактично разъяснить своему чаду: мы принадлежим вот такой вот вере и традиции и в нашей семье установлены вот такие правила, но в мире есть множество семей, живущих по иным традициям и правилам, с ними, согласно воле Божьей, мы живем в добрых отношениях.

Но крайне важны и сигналы, которые подает наша система образования, начиная с детского сада. Я сам, будучи отцом четверых детей, постоянно сталкиваюсь в школьных учебниках с совершенно дилетантской подачей информации по исламу и мусульманам. И глава Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин буквально несколько недель назад поднял вопрос о некорректности изложения информации касательно ислама в учебных пособиях.

Здесь нашей системе образования должно прийти на помощь наше же академическое востоковедение. И мы — мусульманские теологи — готовы оказать содействие при необходимости.

Рекомендации