1941 год. Защитники Москвы с крыши следят за обстановкой в центре города. Фото: фотохроника ТАСС

Подростки легко верят мифам

  • Станислав Лавров, преподаватель истории школы №1504
  • 7.05.2018

Новости о школьниках, которые осквернили памятник или пожарили крабовые палочки на Вечном огне, не могут не огорчать. Это проблема воспитания, а также массовых стереотипов, навязанных им.

Еще и отрицательные проявления «культа девиантности» — стремления быть не похожими ни на кого. Нельзя отрицать и наличие внешнеполитических веяний. До многих идей они бы сами не додумались, но внешняя подача есть. Что-то увидели в кино, что-то пришло из новостей ближнего зарубежья. И оно, увы, находит отклик.

Подростковый возраст тяжелый. В жажде обратить на себя внимание подростки с еще не сложившейся концепцией морали способны на необдуманные поступки. Причем не из идейных побуждений. Просто от несознательности. За этим стоят воспитательные проблемы. Когда мы говорим про сады, школы и университеты, не надо забывать, что, кроме образования, есть еще и воспитание.

И они должны быть связаны. То есть нельзя зацикливаться на одном только ЕГЭ. Кроме натаскивания по учебным предметам, для формирования органичной личности неизбежно должны подниматься и вопросы нравственности, «что такое хорошо, что такое плохо». Ввиду наложения современности на традиционные ценности особую опасность в таких вопросах представляет ревизионизм в вопросе Второй мировой войны. И он очень опасен.

Подростки легко верят мифам
1 марта 1942 года. Командир партизанского отряда обсуждает с боевыми товарищами очередную операцию. Фото: РИА Новости

Например, если копнуть вопросы партизанского движения, подойти к ним с позиций так любимых западной школой правовых аспектов, то уйти можно очень далеко. Герои-партизаны перестанут быть героями, так как они не держались буквы закона установившейся за линией фронта власти. Но есть столпы, которых надо придерживаться, чтобы не впасть в разрушительную философию.

Вот скандальный прецедент — 28 панфиловцев. Идеологема пересматривалась несколько раз. Еще в годы перестройки этот подвиг с яркими цифрами начал вызывать ряд вопросов. Современным детям рассказывают, что он вызывает сомнения, что раньше его идеологически окрашивали. Но это и есть миф.

Концентрируйтесь на значении подвига, а не на факте. Оно-то ведь было грандиозным. На том, что такое боевой дух, как он формировался. Постарайтесь увидеть механизмы, понять, как работала идеологическая машина. Учитесь правильно оценивать поступающую информацию.

Рекомендации