Site icon Пресса в образовании

Приучать ребенка к труду должна семья, а не школа

Наталья Панфилова, семейный психолог

Наталья Панфилова, семейный психолог

В Госдуме готовится законопроект о трудовом воспитании в школе. Труд ученика будет разрешен с согласия его самого либо родителя. «У нас сами родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью образовательных программ», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Ожидается, что нормы в случае принятия такого закона заработают уже со следующего учебного года. А что думают эксперты?

Инициатива крайне странная. Формулировка «с согласия самого ребенка либо его родителя» открывает широкий простор для разного рода конфликтов. Допустим, ребенок на физический труд не согласен, а его родитель — «за». Это значит, что сам он, в семье, сына или дочь трудиться не научил и передал свою родительскую обязанность школе. И теперь учить мыть пол школьника будет не мама, а классный руководитель. Причем против его желания. Как говорится, не умеешь — научим, не хочешь — заставим.

И ведь будут заставлять, потому что сами классные руководители получат задание от завуча или директора и будут его выполнять. Иными словами, на школу — учебное заведение — возлагают функции семьи и отчасти армии. А родители, надо думать, могут расслабиться — теперь их детей воспитывает школа. По-моему, это нездоровая история. Учить детей труду, без сомнения, можно и нужно. Но — в рамках уроков трудового обучения. Пусть мальчики учатся, условно говоря, менять патрон для лампочки, а девочки — шить и готовить. Это полезные навыки: умение работать руками развивает ребенка как личность и может в жизни пригодиться. А вот заставлять мести школьный двор или мыть полы — это скорее глупость.