Site icon Пресса в образовании

Российские народы сильны только вместе

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Людям зачастую проще вступить в спор, нежели попытаться понять оппонента. В нашу «цифровую эпоху» это проявляется особенно ярко и наглядно: в социальных сетях даже самый незначительный повод приводит к яростной, бескомпромиссной полемике. Что уж говорить о важных и острых темах… В нашей рубрике «Разговоры о важном» представители трех ведущих конфессий нашей страны делятся своим видением, как выстраивать диалог с детьми, близкими, другими людьми, Богом и самим собой.

Ребенок  часто ставит родителей в тупик своими вопросами. Митрополит Калужский и Боровский Климент объясняет, почему так важно задавать себе и другим сложные вопросы и находить на них ответы.

Вопросы у человека возникают всегда, только одни люди спрашивают, а другие, и это особенно относится к взрослым, имеющим жизненный опыт, решают их сами или, зная, что они по разным причинам не разрешимы, на них не реагируют. Последнее в меньшей мере относится к детям. Когда у них возникает какой-либо вопрос, то они хотят обязательно найти ответ. Спрашивают родителей, учителей, а если те не ответят, то обращаются к Богу. Писатель Михаил Дымов собрал такие вопросы и опубликовал в книге «Дети пишут Богу». И вопросы эти довольно важные для каждого человека, а не только для детей. Алик из второго класса, не найдя ответ, обращается к Богу с таким вопросом: «Почему Ты одним помогаешь, а мне нет?» Господь заботится о каждом человеке. Но Он — не волшебник, не золотая рыбка, чтобы исполнять человеческие желания. Он знает, кому из нас что полезнее.

Иногда человек не воспринимает свою неприятную ситуацию как помощь Божию, потому что у каждого свое представление о том, что для нас хорошо и в чем нам Господь должен оказать помощь. А у Бога — Свое видение жизни человека. Он по- могает ему не с точки зрения временных интересов и пожеланий, а с точки зрения вечности, в которой каждый из нас окажется. На самом деле важен только один вопрос: в каком состоянии мы там окажемся?

Вот Господь и посылает каждому такие условия, в которых человек может преодолеть именно свои душевные недуги. Я с моими братьями научился ходить в храм и молиться, когда мне было шесть лет. Тогда у мамы был инфаркт миокарда, и мы стали ходить в храм, ездили в Лавру, просили священников молиться за маму и сами дома молились, и Господь ей помог, она выздоровела. Через два года инфаркт у нее повторился, и врачи говорили, что она не проживет и четырех дней. Мы опять ежедневно стали молиться, за ее здоровье заказывали молебны в храме, в Троице-Сергиевой лавре и других монастырях.

И Господь сохранил ей жизнь. Тогда ей было 45 лет, она перенесла еще несколько инфарктов и прожила 102 года. Почему ей Господь допустил болеть, а она с детства ве- рила в Бога? Да чтобы мы, ее дети, тоже обрели веру и научились молиться.

Бог действует по Своей любви так, чтобы каждому это было полезно, а не приятно. Не всегда полезное бывает приятным. Как уколы, к примеру, или операция. Но если мы ищем в Боге не исполнения своих желаний, а спасения, тогда говорим Ему: «Господи, да будет воля Твоя». И даже если просим Господа об исполнении своих желаний, всегда добавляем: «Если это на пользу мне», потому что то, что посылает Господь, всегда для человека будет лучшим вариантом. Ведь Бог знает, что нам полезно, еще прежде нашего прошения.

Иногда дети задают вопросы, над которыми задумываются и взрослые. Первоклассница Юля спрашивает Бога: «Можно ли мне не умирать, а?» По телу — нельзя, а по душе — и так никто не умрет. Тело наше смертно, оно материально и, как всякая материя, подлежит разрушению. Это — данность для всех людей. Но данность не от Бога. Человек сам себе устроил такую жизнь. Хотя Господь предупреждал Адама, что, если он нарушит Его запрет и прежде времени вкусит запретный плод, смертью умрет. Но Адам пренебрег запретом Бога, решил прислушаться к совету дьявола и выбрал не путь жизни с Богом, который привел бы его к вечности, а путь самости, жизни без Бога, который привел к смерти его и всех его потомков.

Это была настоящая катастрофа, великая трагедия. Адам был обманут дьяволом, послушался его и вследствие этого стал его рабом и получил другие тяжелейшие последствия своего выбора. Самое страшное — своим выбором человек отделил себя от Бога, удалился от источника жизни, потерял блаженство, которое он имел от общения с Богом.

Смерть — тоже страшное последствие. Даже то, что люди страшатся смерти, стараются всеми способами ее избежать, отодвинуть, говорит о том, что Бог смерти не творил. Она вошла в жизнь всех потомков Адама после его выбора между Богом и дьяволом в пользу последнего. И всем нам надо пройти через опыт умирания.

Отнесемся к этому переходу от жизни земной в жизнь вечную со всей серьезностью. Но не будем преувеличивать свои страхи в этом плане.

Вспомним, как писал апостол Павел: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, во Христе Иисусе, Господе нашем».

Это состояние — разлученности тела и души — будет не навсегда, а до всеобщего воскресения. Тогда воскреснет тело, и душа, которая не умирала, соединится с ним. Главное в том, чтобы человек, после воскрешения оказался с Богом, в Его Царстве, в радости общения с Богом. И это уже будет навсегда.