Семья в жизни ребёнка на разных этапах его развития: чем могут помочь родители?

  • Наталья Шеховцова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Ирина Орлова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
  • 11.07.2020

С рождением малыша в семье появляется много радости и забот, а иногда даже страхов и тревог. Все родители желают лучшего своим детям. Но только желать оказывается мало. Чем же может помочь ребенку семья на каждом этапе его развития?

Младенческий возраст

Эмоциональные взаимоотношения с внешней средой в основном формируются до года. В младенческом возрасте базовой потребностью является безопасность, защищенность. Она реализуется через эмоциональное общение со взрослыми, в первую очередь с матерью. Задача мамы – находиться рядом, много разговаривать с малышом, одаривать его любовью, лаской и заботой. Очень важен постоянный физический контакт. Девиз возраста: «Обними покрепче!»

Раннее детство

И вот наступает период раннего детства (второй год жизни). Ребёнок в 2-3 года только учится управлять собой и задача родителей – помочь ему в этом. Пока ещё малыш действует импульсивно. В этом возрасте ребенок пытается проявлять упрямство и непослушание. Малыш начинает осознавать свою индивидуальность, проявлять самостоятельность буквально во всём, поэтому противодействует родителям. Перед родителями в этом возрасте стоит несколько задач:

Родителям надо попытаться переключить внимание ребёнка на что-нибудь интересное, в тоже время малыш должен чувствовать, что с его мнением считаются. Но обязательны и правила, которых необходимо строго придерживаться. Это правила, касающиеся в первую очередь здоровья и безопасности. Огромное значение имеет единство родителей в принципах воспитания. Родителям надо набраться терпения и подождать, ведь такое поведение естественно для этого возрастного периода, и оно пройдёт.

Ребенок развивается, играя. Познает окружающий мир и законы человеческого общения. Задача родителей – предоставлять возможность для разных игр и игрушки, соответствующие возрасту. На этом этапе развития малыш уже может выполнять упражнения на развитие мелкой моторики, лепить, составлять аппликации, пока ещё вместе с мамой и папой. Оказывайте помощь только в тот момент, когда у ребёнка что-то не получается. Не забывайте хвалить малыша за его успехи. Также помните о необходимости подвижных игр, не запрещайте активно двигаться.

Интенсивно развивается речь малыша. Задача родителей – разговаривать с малышом, показывать и называть предметы, читать сказки, разучивать стихи и потешки.

К трем годам у ребенка могут появиться различные страхи. Это нормальный этап развития психики.  Обычно они исчезают сами со временем. Родителям необходимо быть сдержанными, стараться не проявлять негативных эмоций. Не нужно стыдить ребенка. Это может усилить страхи или у ребенка появится чувство отверженности. Слишком сильная опека со стороны родителей также не способствует избавлению от страхов. Приучите ребенка к общению с предметами и явлениями, которые вызывают чувство страха, а также сами не проявляйте излишней тревожности.

Дошкольный возраст

К дошкольному возрасту ребёнок ощущает себя отдельным человеком, хочет быть самостоятельным, его поведение меняется. Задача родителей – помочь ребенку благополучно выйти из кризиса, который происходит в трехлетнем возрасте. Ребёнку нужна твердость родительской позиции и помощь в освоении и принятии правил.

В возрасте 4-5 лет ребёнок задаёт множество вопросов об окружающем мире. Родителям надо набраться терпения и постараться ответить на вопросы ребёнка как можно точнее.

У малыша ещё нет жизненного опыта, и задача родителей помочь ребёнку этот опыт получить, даже совершая ошибки, но чувствуя поддержку и любовь родителей.

Младшие школьники

Младший школьник учится контролировать и оценивать собственные действия, быть ответственным.  Теперь он взрослый, он ученик. Успехи или неудачи в школьной жизни определяют психическое состояние ребенка, оказывают влияние на развитие самооценки. Гарантией устойчивости состояния ребёнка является отношение родителей к нему. Как себя вести?

Поддерживайте успехи ребёнка, даже самые незначительные.

Будьте вдохновителем ребёнка на новые достижения.

Хвалите ребёнка за конкретные поступки, действия.

Решите, что необходимо ребёнку: строгость, похвала, или его надо оставить в покое на время.

Старайтесь не помогать с заданиями, с которыми он может справиться сам. Помогайте, когда ребёнок просит об этом.

Проявляйте заинтересованность к школьной жизни ребёнка и участвуйте во всех совместных заданиях.

Будьте союзниками с педагогом.

Не критикуйте учителей в присутствии школьника, отзывайтесь о школе позитивно

Проявляйте интерес к новым знаниям, ребёнок берёт с вас пример.

Подростковый возраст

Подростковый возраст характеризуется обострённой социальной чувствительностью. Подростка волнует, как он выглядит, каким его видят другие. Мнение взрослых отходит на второй план, более значимым становится мнение ровесников, но, несмотря на это, дети нуждаются в контакте, общении с родителями. Вот несколько советов:

Интересуйтесь жизнью ребёнка и помогайте ему.

Слушайте, понимайте и сопереживайте.

Создавайте положительную эмоциональную обстановку в семейной жизни.

Доверяйте ребёнку.

Создавайте ситуацию, в которой ребенок будет себя чувствовать взрослым, самостоятельным человеком.

Проявляйте гибкость в воспитании, пересматривайте свои взгляды, при необходимости.

Подавайте положительный личный пример, соблюдайте те же правила, выполнение которых требуете от детей.

Сотрудничайте со школой.

Проявляйте внимание к интересам подростка, интересуйтесь его увлечениями и хобби.

В воспитании подростка придерживайтесь «золотой середины», избегайте крайностей: не давайте полную свободу и не проявляйте тотального контроля.

При необходимости, не забывайте о чувстве юмора.

Старший школьный возраст

Старший школьный возраст характеризуется осознанием своего жизненного пути, появляются мысли о жизненном и профессиональном становлении. Поддержите вашего ребенка:

Поделитесь знанием и опытом о различных профессиях, помогите найти информацию о профессиях, учебных заведениях, не навязывая при этом собственных представлений.

Помогите ребёнку разобраться с собственными способностями и личностными качествами.

Поддержите в выборе профессионального пути.

Обсуждайте со старшеклассником на равных разные вопросы, волнующие его в этот период.

Подключайте ребёнка к решению семейных дел, постепенно повышая уровень его ответственности.

Дайте старшекласснику возможность получить информацию о половом созревании и отношениях между полами.

Всесторонняя помощь ребенку на всех этапах его развития, удовлетворение его потребностей в достаточной мере и на необходимом качественном уровне в результате помогут вырастить счастливого и благополучного человека.

В завершение хочется процитировать Гинтараса Хоментаускаса, известного литовского психолога: «Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Ребенок активен. Он сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере каждый ребенок – воспитатель себя».

 

 

Рекомендации