В конце девяностых — начале нулевых наметилась тенденция к переосмыслению детской литературы эпохи социализма.
Редко переиздавалась сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино», где принц Лимон ввел для подвластных овощей «налог на дождь», не в чести оказался носовский Незнайка, познакомившийся на Луне с суровыми реалиями капитализма. Из некоторых изданий «Хоттабыча» таинственным образом исчезла глава о его посещении великолепного беломраморного санатория, где по профсоюзным путевкам отдыхали простые советские труженики. Ушла в архив и знаменитая советская песня с рефреном: «Гайдар шагает впереди!» О болезненных психических отклонениях юного командира роты карателей в Сибири Аркадия Голикова писатель Владимир Солоухин написал в то время книгу под названием «Соленое озеро». Были опубликованы и дневники Гайдара 1920– 1930-х годов, свидетельствовавшие о его душевном нездоровье.
Все так, но Аркадий Гайдар как был, так и остается прекрасным детским писателем, сумевшим преобразовать свои травматические комплексы в светлые и социально полезные для победившей революции произведения: «Р.В.С.», «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка».
Книги Гайдара вдохновляли юных граждан СССР на труд и подвиг. Писатель учил читателей любить Родину, разоблачать явных и скрытых врагов, помогать старым и немощным, учиться военному делу. Читатели не просто верили его героям, но примеряли созданные им образы на себя, подражали им в реальной жизни. Слова «тимуровец», «мальчиш-кибальчиш», «мальчиш-плохиш» стали нарицательными, прижились в русском языке. Герои таких писателей, как Аркадий Гайдар, Валентина Осеева, Николай Носов, Лев Кассиль, были близки и понятны детям, а потому держали в поле своего притяжения не одно поколение. Тимур и его команда на долгие годы стали примером для подражания.
Гайдар в своих произведениях талантливо и убедительно примирял необходимость (революционного, классового, идеологического) насилия с верой в неотвратимое счастливое будущее, ради которого, собственно, и совершается насилие. А как иначе, если у молодой советской державы столько явных и скрытых врагов? В своей прозе писатель умел выявлять их через внешне простые детали и диалоги уже на стадии «мыслепреступления». Это было его писательским ноу-хау.
Особой была для Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Автор тоже носил в сердце и не выдавал врагам тайну революции, описанную Солоухиным в «Соленом озере». Он был готов страдать и унести ее в могилу, чтобы в далеком счастливом будущем пароходы гудели и самолеты качали крыльями, приветствуя отказавшегося предать Родину МальчишаКибальчиша.
Аркадий Гайдар пал смертью храбрых в октябре 1941 года под Киевом. В первые дни Великой Отечественной он поехал на передовую. Успел передать несколько очерков и репортажей в «Комсомольскую правду», но оказался в окружении на Южном фронте. И погиб, прикрывая товарищей.