Воспитание патриотизма — это ежедневная кропотливая работа. Если говорить о школе, то совершенно невозможно вырастить патриотов одними только «разговорами о важном». Нет, на уроках истории, литературы, обществознания патриотизм, любовь к своей стране, обязательно должны проходить красной линией. Школа должна создавать генерализованный образ Родины. Причем — правильный образ. Ведь сейчас, обратите внимание, Родина часто воспринимается либо как пожилая женщина, нуждающаяся в защите (как на плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет», который знает каждый школьник), либо как некая нянька, такой «сервисный аппарат», который обеспечивает комфортную жизнь.
Но образ Родины, я считаю, нужно формировать несколько иным. Поскольку патриотизм — понятие широкое, важно включение в программы патриотического воспитания наряду с широко представленным там военным компонентом (ценностями защиты Отечества) еще и компонента, утверждающего и демонстрирующего преемственность, и других культурно-исторических ценностей народов России, в том числе ценности межнационального и межрелигиозного согласия. Другими словами, надо рассказывать школьникам о культуре и традициях разных народов нашей страны, учить их уважать, показывая их разнообразие и богатство. Подчеркивая при этом, что все это — ценности нашей огромной многонациональной страны, а не просто какого-то отдельного ее народа. Ведь и в Великой Отечественной войне победили, сражаясь плечом к плечу, не татары, ингуши, казахи, осетины, русские, а один большой советский народ. Это важно помнить.
И нужно не забывать, что все мы — потомки «поколения победителей», бережно хранить память о родственниках, победивших фашизм, и их подвигах. И передавая эту память из поколения в поколение. Это и есть преемственность. И начинается она в семье.
Еще один важный момент, который обязательно следует учесть: при формировании образа Родины его нужно отделять от персоналий. Ведь доходит до анекдота. Одни у нас в стране — патриоты царской России, другие — сталинской, третьи — путинской. А кто-то говорит — поскольку я с нынешним президентом не согласен, то я не патриот! Или же такой «патриот наоборот», вроде власовцев, которые говорили, что они воюют с большевизмом за Россию, а на самом деле были обыкновенными предателями. Иными словами, школьникам нужно объяснять, что правители приходят и уходят, а страна остается, и любить нужно прежде всего ее.
Еще один важный момент: необходимо объяснять людям, что не бывает патриотизма без страны. Ведь многие нынешние «поуехавшие» говорят: это не мы уехали из России, это Россия уехала из нас. Дескать, мы были и остались патриотами, мы очень любим свою страну, и она теперь живет в нашем сердце, а то, что осталось — это просто «территория».
Вот такие бывают выверты сознания. Нет, друзья. Если вы любите свою страну, вы в ней живете. Вы разделяете ее радости и горести, разделяете ее судьбу. Патриотизма «на вынос» не бывает. Любой уличный хулиган, готовый драться за свой двор, улицу, район, намного больший патриот, чем вы все вместе взятые. Потому что он не просто любит, но и яростно защищает то, что ему дорого.
Для воспитания патриотизма не менее важен и пример родителей. И даже не то, что они говорят, а как они себя ведут. Если они мусорят на улицах, не убирают за собакой, не ходят на выборы — не выполняют свои элементарные гражданские обязанности, то дети все это обязательно считывают и делают выводы. А главный из них — моя хата с краю. Я не хочу участвовать в жизни общества, меня не волнует чистота в моем городе, а значит, я не воспринимаю его как свой.
Ну и к стране со временем начинаю относиться так же и вот уже называю ее «этой». Так что если родители хотят вырастить патриотов, то они прежде всего должны быть патриотами сами.