Всем известна фраза Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Какими документами я часто пользуюсь? Обычно четырьмя картами: электронной — для прохода в учебное заведение, где работаю, социальной — для проезда в метро, поскольку являюсь аспирантом МГУ имени Ломоносова, финансовой, то есть зарплатной, картой и картой — полисом медицинского страхования. Все это аналоги других документов — паспорта, водительского удостоверения.
В июне 1815 года Наполеон руководил финальным сражением при Ватерлоо. В начале войска Наполеона одерживали победы, а шпионы Натана Ротшильда сообщали ему сведения о ходе битвы. Лондонскую биржу в то время лихорадило. Как только стало известно, что войска Наполеона отступают, о его поражении в Лондоне практически мгновенно узнал великий бизнесмен. Утром на следующий день после битвы при Ватерлоо Ротшильд вошел на биржу, сокрушаясь, что Англия проиграла, и начал продавать свои акции по самой низкой цене. В то же время его подставные лица стали акции скупать. За один день бизнесмен сказочно разбогател.
Попробуем выявить закономерность между информацией и властью. Например, социальная сеть «ВКонтакте». В ней есть модератор, имеющий полномочия вставлять, добавлять или удалять информацию. Сама сеть представляет собой информационную систему для хранения, обработки и распространения информации.
Вернемся к документам. Я являюсь частью информационной системы образования, то есть школы, финансовой информационной системы, системы здравоохранения и высшего образования. В информационном обществе главной ценностью становится информация. А кем становится в ней человек? Потребителем, носителем цифрового кода. Ведь, например, в буфете школы человек в информационной платежной системе становится носителем кода.
В жизни все мы постоянно пользуемся множеством электронных сервисов. Огромный объем информации о движении городского транспорта отражается в нашем маленьком смартфоне. В соответствии с развитием цифровых технологий меняется и осознание человеком его социальной роли. Постепенно из нашей жизни уходят такие профессии, как библиотекарь, архивист, оператор справочного киоска. К 2020 году, скорее всего, исчезнет такая профессия, как лектор. Вместо того чтобы долго объяснять ребятам какую-то тему, можно включить трехминутный ролик, доходчиво объясняющий то или иное понятие. Может ли к 2120 году исчезнуть такая профессия, как учитель? Думаю, нет, потому что в информационном обществе главными становятся знания. А со знаниями работают педагоги, то есть человеческий капитал.