Вот он — город под нашей столицей

  • Сергей Лесков, обозреватель
  • 19.05.2025

Метро в Москве появилось намного позже, чем в других столицах разных стран, но его можно считать одним из объективных достижений социализма. По протяженности линий мы уступали Лондону и Нью-Йорку. Но за последние 10 лет случился ренессанс — построено 180 километров полотна и 90 новых станций. Теперь по этому параметру Москва сравнялась с Пекином — 480 километров, а по загруженности — с Токио: 3 миллиарда человек в год. В Лондоне же цифры много скромнее — 400 километров и всего один миллиард. Столичный метрополитен по праву признан одним из красивейших в мире.

Когда ровно 90 лет назад 15 мая он впервые распахнул свои двери для пассажиров, те поначалу использовали новый вид транспорта не только для того, чтобы ездить, а скорее просто посетить его, как музей: вестибюли, созданные лучшими архитекторами, больше напоминали настоящие дворцы. Сегодня более 40 станций московского метро считаются памятниками культурного наследия. Нет другого города — а всего подземка существует в 50 странах и в 150 городах, — где в метрополитен водят экскурсии. Это первое и сохранившееся за все десятилетия отличие нашего «города под землей». Можно сказать, его визитная карточка.

Московский метрополитен вошел даже в музыкальный фольклор. Первым шлягером стала популярная «Песня старого извозчика» Богословского в исполнении Леонида Утесова, где герой отправляется запрячь лошадку «от Сокольников до Парка на метро». Даже в военные годы строили новые линии. Кстати, во время Великой Отечественной, когда люди укрывались в метро от вражеских налетов, здесь родились 220 детей.

Еще одно отличие — длинные эскалаторы, которые первые пассажиры считали чудом техники. Глубина залегания станций в центре достигает 60 метров, а длина «чудолестниц» — 100 метров. И Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве» исполнял свои забавные куплеты именно на эскалаторе. Одна из самых глубоких станций — «Парк Победы» — находится в 73 метрах от поверхности. Сегодня услугами метро пользуется 48 процентов пассажиров против довоенных трех процентов. Да и сам город переживает настоящий транспортный бум. По планам к 2030 году будет построено еще три новые линии, а к уже имеющимся 270 станциям добавится 40 новых.

Сейчас Москва помогает городам Донбасса. А при строительстве метро в 1930-е годы в столицу приехали шахтеры Донбасса. По настоянию наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в метро впервые в стране использовались проходческие щиты. Наш метрополитен стал и единственным в мире, где машинистами работают женщины, что поразило президента Франции Шарля де Голля, который однажды проехал в кабине поезда.

Рекомендации