В 1899 году был спущен на воду легендарный крейсер «Варяг». 1 октября случилась «негромкая» дата: в этот день, 125 лет назад, традиционная бутылка шампанского была разбита о борт нового корабля на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в американской Филадельфии. Это было время нашей крепкой дружбы с нынешними «невероятными партнерами». Там еще помнили, что именно русские в тяжелый момент истории спасли САСШ — Северо-Американские Соединенные Штаты. В 1863 году там второй год шла гражданская война, и, южане, которым поставляла оружие Великобритания, крепко били северян. К тому же еще и британские боевые корабли стояли в канадских портах, готовые поднять паруса и ринуться в бой. На помощь американцам пришла Российская империя, также имевшая проблемы с помогавшей взбунтовавшимся полякам вечно «гадящей англичанкой», отправила две эскадры боевых кораблей. В составе одной из них на рейд Нью-Йорка пришел 17-пушечный парусно-винтовой корвет «Варяг». Англичане не рискнули напасть на САСШ, а заодно и прекратили помощь буйным полякам.
В честь того «Варяга» и был назван построенный за русские деньги в дружественной стране и спущенный на воду 31 октября 1899 года быстроходный крейсер. В 1901 году новый корабль встал в строй эскадры Тихого океана. По тем временам «Варяг» равных себе в составе Российского военного флота не имел. Он был оснащен мощным пушечным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей конструкции.
В 1904 году началась Русско-японская война. 9 февраля крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы вражеской эскадрой из 14 кораблей в корейском порту Чемульпо. В состав японской эскадры входили два броненосных крейсера («Асама» и «Тиода»), четыре бронепалубных крейсера («Нанива», «Ниитака», «Такатихо» и «Акаси»), а также восемь миноносцев. 14 кораблей против двух русских…
Японский контр-адмирал Сотокити Уриу предъявил капитану 1-го ранга Всеволоду Рудневу ультиматум и объявил о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских сдаться до полудня и передать им корабли в целости и сохранности, угрожая в противном случае, в нарушение международного права, открыть по ним огонь.
Всеволод Руднев построил экипаж «Варяга» на палубе и сказал: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать». Команда ответила командиру корабля троекратным «ура!».
Японская эскадра заняла выгодное положение за островами Пхамильдо и ждала русские корабли. «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и направились к выходу из порта. Команды были выстроены на палубах, при проходе мимо нейтральных кораблей оркестр играл национальные гимны их стран. На иностранных кораблях также играла музыка, их команды провожали русские корабли криками «ура!». Хотя японцы и были готовы к бою тактически, они не ожидали бессмысленной атаки русских, надеясь на принятие ими капитуляции. И все же «Варяг» вступил в бой: получая удары от врага, он открыл огонь. В ходе сражения крейсер получил попадание в дальномерную станцую, в результате чего она была уничтожена. Дальнейшая стрельба «Варяга» оказалась малоэффективной…
Крейсер направился обратно в порт, преследуемый «Асамой», и получил фатальный урон. «Кореец» к этому моменту отстал и не получил каких-либо значимых повреждений. По возвращении в порт на общем собрании офицеров крейсера было принято решение уничтожить корабли, чтобы те не достались врагу. Команда эвакуировалась на корабли нейтральных стран, после чего на «Варяге» открыли кингстоны, и он затонул. «Кореец» был взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».
Крейсер «Варяг» потом подняли японцы, а в 1916 году Россия выкупила корабль у бывших врагов. «Варягу» был необходим ремонт, и его отправили на судоверфи в шотландский Глазго.
После Русской революции 1917-го Великобритания конфисковала крейсер и в 1920-м продала его на металлолом Германии. Но «Варяг» не сдался снова: следуя на разборку, корабль сел на камни у берегов Шотландии, в заливе Ферт-офКлайд Ирландского моря, где и затонул. В 2010 году флаг героического российского крейсера «Варяг» был передан властями южнокорейского города Инчхона (в прошлом Чемульпо. — «ВМ») российской стороне, а затем передан в Морской собор Кронштадта.
«Это событие золотыми буквами будет вписано в историю Российской Федерации. На кронштадтскую землю возвращается святыня Военно-морского флота — символ мужества наших воинов, любви к Отечеству, способности жертвовать собой ради Родины. Гюйс будет пребывать на нашей земле как вечная память о подвиге наших моряков и призыв к молодому поколению», — сказал патриарх Кирилл на церемонии встречи флага.
Сейчас, в XXI веке, России служит «потомок» кораблей-героев былых времен — флагман Тихоокеанского флота гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Он выполняет актуальные задачи, которые стоят перед Российским флотом. Так, летом 2024 года крейсер провел в Средиземном море учение и отработал уничтожение безэкипажных катеров и средств воздушного нападения, а также отражение атаки наводного вражеского корабля, поиск и уничтожение подлодки.
Также на флагмане Тихоокеанского флота совершенствовали умения защищаться от воздушного нападения условного противника.