Site icon Пресса в образовании

Время возвращения к великому Куприну

Александр Авилов / АГН Москва

Александр Авилов / АГН Москва

Песни и стихи, рожденные на войне, пахнут горечью, дымом и светом надежды. Но во все времена острые ситуации подвигали творческих людей на создание новых произведений. Вспомните, какой взрыв литературы случился в нашей стране после войны! А кинематограф? Великое советское кино, на котором выросло целое поколение уже седых ныне мальчишек, разве оно не искусство высшей пробы и не сама жизнь при этом? А ведь корнями уходило оно туда, в пережитый народом ад Великой Отечественной…

Да, война — это боль и горе. Всегда. Мой отец, фронтовик, прошел всю войну и вернулся домой, встретил свою любовь — моя мама тоже воевала. А потом родились мы с братом. Семья наша была счастливой, мама с папой безумно любили друг друга. А еще после перенесенных страданий в семье нашей любили гостей, а когда собирались — непременно пели, в том числе и песни, написанные во время или после войны, песни о ней — беспощадной, жестокой. Их знали наизусть. И это творчество, стоял ли за ним конкретный поэт или целый народ, нас объединяло и сплачивало, а младшим поколениям передавало те культурные коды, без которых речь о преемственности просто идти не может. И это было прекрасно! Но что же произошло с нами потом? В двух словах и не описать. Но стремясь к не очень понятному для большинства из нас «светлому капиталистическому будущему», мы потеряли по дороге что-то важное, ключик к своей собственной идентичности, своей самости, особенности и исключительности. Советский народ был особой генерацией, в которой не все было однозначно, но, конечно, было немало очень хорошего: дух коллективизма, объединенности. И на долгие годы даже творчество, без которого невозможно нормальное функционирование как творцов, так и тех, кому плоды их трудов адресованы, у нас окрасилось в другие цвета. Индивидуализм, не нормальная соревновательность, а жесткое соперничество, не совершенствование, а тупой карьеризм — нам незаметно подменили привычные понятия на похожие, но не такие, а мы проглотили эту наживку, заели ее гамбургерами и запили сладкой кока-колой, ни капли не сожалея до поры о том, что стали плясать под чужую дудку непривычный для нас танец.

Но в непростой ситуации сегодняшнего дня я вижу ростки того, что будет питать страну в будущем. И сегодня на фронт отправляются артисты, поэты, литераторы — точно так же, как было во времена Великой Отечественной. Они вновь несут нашим защитникам свои стихи и песни, слова поддержки и ободрения, заряд своей веры в Победу.

В наше время естественно обратиться к писателю, истинному патриоту, человеку, безумно любившему родину, — Александру Куприну. Мы как-то забыли, какие прекрасные образы были созданы им в его романах, повестях и рассказах. Снимая фильм «Юнкера» несколько лет тому назад, я и не предполагал, что его значение и смыслы с годами так возрастут. И наши мальчишки, наши чудесные, чистые, прекрасные мальчишки будут вновь защищать страну от того зла, которое, казалось, мы давно победили — нацизма. И те стихи, что сегодня пишутся в их честь, и те песни, что поются для них, и те фильмы, что будут, надеюсь, о них сняты, все это чистое, честное творчество — начало нашего возвращения к самим себе, к нашим истокам, к воспетым Куприным качествам и идеям. Каждая эпоха рождает своих героев. В мрачные 1990-е ими становились Сила и Зло. У нас есть все шансы вернуть лидерские позиции Чести, Честности, Служению.

Надеюсь, их воспеванию и посвятят истинные таланты свое творчество.

КСТАТИ

В феврале этого года исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного директора Центрального дома литераторов, актера и общественного деятеля Бориса Михайловича Филиппова. Именно ему первому пришла в голову мысль о том, что надо организовать фронтовые бригады артистов. С подачи Филиппова такие бригады и начали создаваться повсеместно.