Я горжусь, что я русская!

  • Наталья Болдырева, ГБОУ Школа № 949
  • 15.05.2022

 «Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие».

А. С. Пушкин

 

Я шла в строю Бессмертного полка, вглядывалась в родные лица незнакомых мне людей на портретах, гордо смотрящих на нас, живых, и думала о совершенном в годы Великой Отечественной войны подвиге народа, благодаря которому мы живём. Повсюду звучала песня «Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо…» Нам, потомкам героев, невозможно даже представить все ужасы той страшной войны. Как такое вообще возможно пережить? Из чего были сделаны наши предки? Может, и правда из камня и стали, как нынче они увековечены в памятниках мемориальных комплексов, продолжая защищать мирную жизнь всех народов, объединенных русским миром. Мы все дети солдат. Ощущая себя наследниками победителей, мы обретаем небывалую силу, понимаем, что способны на многое. Победы прошлого, как прожекторы, освещают нам путь в будущее.

Прошлое во многом формирует граждан, достойных великой страны. Однажды один мой ученик Даня спросил, что такое подвиг? Как понять, совершил человек подвиг или нет? Ведь самое дорогое у человека — это жизнь. Самосохранение — самый сильный из заложенных природой инстинктов. И наши предки возвысились над этим инстинктом, отдавая свою жизнь… за что? Ради жизни своей страны, своих детей, своего народа. Жизнь имеет смысл только тогда, когда живешь ради того, за что можешь умереть. Вот в войну поднялась вся Россия. Никто не спрашивал, какой национальности, какой язык, какое вероисповедание — была Россия, русский язык, была традиция тысячелетняя. Была общая беда, общая Победа и общий народ.

«Если они смогли, а я — их потомок, такой же, как они, то и я — смогу!» — сделал вывод Даня. Конечно, сможешь! И доказательством тому твои, Даня, современники, совершающие свои подвиги в Сирии и Донбассе, вызывающие огонь на себя, спасающие своих товарищей, освобождающие мирных граждан. А иначе для чего ты на свет родился? Это жизненная необходимость — не абстрактно перед Родиной, а перед дедом и бабкой, перед отцом с матерью. А как иначе: тебя родили, а у тебя уже всё есть! И ты обязан всё это сохранить, преумножить. Вторая твоя обязанность — передать это своим внукам и правнукам. Это врождённое чувство долга каждого русского человека перед его прошлым и перед его будущим. Это и есть патриотизм — любовь к Родине.

«С чего начинается Родина?» Русские готовы защищать свою семью, род, дом и уклад жизни, свой двор, улицу и своих приятелей, свой город и край, в котором родился, своих земляков, свою страну, её народ и государство, своих единоверцев, готов хранить свою культуру, историю и язык… Каждый испытывает привязанность к отчему дому, своему краю, родной земле — Отечеству. Естественно чувство гордости за своих предков, родных и близких, соседей и земляков, за героев и гениев, храбрецов и победителей, оставивших след в истории родного края, Отечества. История побед и достижений в каждом человеке формирует образцы поступков и рождает ответственность за собственные дела, ставит высокие требования к собственным достижениям.

Герои продолжают жить в нашей памяти, их подвиги бессмертны, пока мы их помним и гордимся ими. Но каждого героя-защитника нашей Родины родила и воспитала мать. В нашем языке и культуре заложено ещё предками понимание, что родная страна — это мать для всего народа, подобно матери для отдельного человека. А мать надо любить, слушать и защищать — и воспитавшую тебя женщину, и Родину. Поэтому на Мамаевом кургане в Волгограде (бывшем Сталинграде) в самом центре навеки застывших в камне героев Сталинградской битвы возвышается одетая скульптором Евгением Вучетичем в бетон и железо статуя Родины-матери, призывающей своих сыновей сражаться с врагом.

 

Генерал Михаил Скобелев однажды сказал: «Только русские позволяют себе такую роскошь — воевать из чувства сострадания». На мой взгляд, можно дополнить его слова — и из чувства справедливости. Когда Грузия добровольно вошла в состав Российской империи 18 января 1801 года, главной причиной, побудившей русского царя удовлетворить прошение Грузии, были не имперские амбиции, а долг по отношению к православным братьям по вере, оказавшимся на грани полного уничтожения, готовность защищать ее. Теперь, спустя более 200 лет, мы, русские, вступились за Украину.

«Получается, заступаться за тех, кому плохо, — это наше национальное качество?» — опять вопрос от одного из учеников. Да, получается так. «Значит, если Акиф, например, не русский, то у него этого качества нет?» Интересный вопрос.

За честь считали называться русскими (и считали так по праву) и потомок эфиопов Александр Сергеевич Пушкин, и творцы российской мореходной славы Беллинсгаузен и Крузенштерн, и шотландцы адмирал Самуил Карлович Грейг и полководец Михаил Богданович Барклай-де-Толли, и грузинский князь Багратион, и датчанин военный врач и филолог Владимир Иоганнович (Иванович) Даль, и государственный деятель и литератор Гавриил Державин, в жилах которого кровь татарского мурзы, и Тарас Шевченко, говоривший «Мы — русские!» (внимательней читайте «Кобзаря»!), и Николай Гоголь («Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе … Нет, так любить никто не может!»)

 

Однажды на уроке русского языка мы обсуждали один из видов словообразования имен существительных — субстантивацию (переход в существительные слов других частей речи): дежурный, пожарный, учёный, рабочий, раненый, вожатый, больной, военный, главнокомандующий. «А почему в нашем языке все национальности – это имя существительное, а РУССКИЕ – это прилагательное?» — допытывался любознательный детский мозг. А что обозначает прилагательное? «Признак, характеристику предмета». А как ты сам объяснишь этот феномен? И тут было сделано важное детское открытие: «Получается, что русский – это характеристика человека. Можно быть русским армянином, русским казахом, русским якутом, русским украинцем, русским французом…» Главное – оставаться Русским! И беречь наш «великий и могучий» русский язык, который «многогранный, точный, верный — то душу лечит, то разит, как сталь».

«А как быть настоящим патриотом?» Нельзя быть настоящим или ненастоящим. Ты либо патриот и любишь свою Родину, либо нет. У нас в стране много разных возможностей для участия школьников в общественно-полезной деятельности. Краеведческое, волонтёрское, военно-патриотическое направления, акция «Бессмертный полк», проект «Не прервётся связь поколений» создают условия для расширения знаний детей об истории малой родины, героическом прошлом страны, развивают у подростков чувство сопричастности судьбе Отечества. Конечно, нельзя заставить полюбить Родину, но можно создать условия для патриотического воспитания. Патриотизм должен быть деятельным, и центром такого воспитания может и должна стать школа.

Урок тогда получился познавательным не только для моих учеников, но и для меня.

 

А 9 мая в День Победы я шла в строю Бессмертного полка, чувствуя свою сопричастность с судьбой своей страны, великого народа, представителем которого я являюсь. Я смотрела на лица мальчишек и девчонок, моих учеников, несущих портреты своих прадедов, и чувство бесконечной гордости переполняло меня. Да, мы русские: и Кирилл, и Акиф, и Василиса, и Соня, и Даня, и Дарий, и Яромир – все мы!  И, как и наши предки, мы в одном строю.

А песня продолжала звучать в каждом из нас: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой, и глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят. Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть».

 

 

 

 

Рекомендации