Экскурсовод Павел Юрасов регулярно организует прогулки, во время которых рассказывает о наиболее выдающихся архитектурных памятниках Москвы. В этот раз маршрут по Патриаршим прудам, где развернулся талант Федора Шехтеля. Фото: Алексей Орлов

Модерн столичных улиц

  • Анна Тыбинь
  • 1.02.2021

24 января наш юнкор узнал, кем являлся Федор Шехтель, что такое московский модерн и как правильно рассматривать здания, построенные в этом архитектурном стиле.

Самый центр Москвы — место, сохранившее все разнообразие архитектурных стилей, в том числе и московский модерн. Как Федор Шехтель даже без диплома об образовании стал одним из главных столичных архитекторов, узнали посетители экскурсии-прогулки, посвященной его творчеству.

— Московский модерн — это эфемерный, отчасти неуловимый стиль. Главной его задачей стало создание искусства для нового времени, о котором у каждого творца были свои представления, чем обуславливаются смелые стилистические эксперименты.

Хотя актуален модерн был примерно сорок лет, на улицах Москвы он сохранился во всем своем многообразии, — рассказывает экскурсовод Павел Юрасов, начиная прогулку в Новопушкинском сквере.

Чтобы уловить новый виток в развитии московской архитектуры, нужно обернуться на Тверской бульвар. Невысокие дома, съежившись от мокрого снега, гордо смотрят на прохожих. Их строгость объясняется тем, что построены они в стиле классицизма: по канонам, отклонение от которых грозило архитектору обвинением в безвкусице. Выделяется среди типовой застройки Москвы XIX века особняк Смирнова, реконструированный Федором Шехтелем. Вытянутое оливковое здание привлекает внимание размером и огромными витражами.

Зодчий не смог полностью проявить талант на фасаде, он решил каждый зал оформить тематически в разных стилях: греческом, египетском… Московская публика ходила в особняк, как на экскурсию, чтобы посмотреть на убранство.

— Шехтель, у которого даже не было диплома об образовании, разработал несколько принципов, ставших его визитной карточкой. Это часто усадебная постройка, так как строил он по заказам богатых промышленников. Здание мы рассматриваем со всех сторон, что называется всефасадностью. Проектировались дома «изнутри наружу», контуры разворачиваются вокруг парадной лестницы, как и вереницы комнат. Огромные окна впускают в дом свет, давая доступ природе, — объясняет Павел Юрасов, пока мы движемся вдоль улиц на Патриарших прудах, рассматривая причудливой формы дом архитектора в Ермолаевском переулке и особняк Морозовой в неоготическом стиле.

Жемчужина московского модерна — особняк Рябушинского. Чтобы убедиться в революционности подхода Федора Осиповича, оборачиваемся на противоположную сторону улицы с компактными домами, такими, чтобы можно было сдавать их в аренду и максимально использовать полезную площадь. Шехтель же не уходит в практичность, не строит анфилады залов и парадный фасад, он исходит из того, что человек в пространстве главный, потому ставит его в центр и в зависимости от потребностей заказчика расставляет внутренние помещения. Нет больше старой осевой композиции, а комнаты объединены центральной лестницей в форме морской волны. Фасады сменяют друг друга, как кинокадры.

— Если говорить о настроении, которое создают проекты Федора Осиповича, то это легкость и полет фантазии. Я особенно ценю у него воздушные линии, природные элементы, будто расслабленные фасады. И, конечно, это Москва дореволюционная, буржуазная, модернистская, атмосферу которой точно передают работы Шехтеля, — делится впечатлениями посетительница экскурсии Сания.

СПРАВКА

Федор Шехтель родился в 1826 году в Санкт-Петербурге. В 16 лет переехал в Москву. На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были созданы и воплощены в Москве и Подмосковье. Около 86 возведенных по проектам Шехтеля сооружений сохранилось.

Рекомендации