Студенты МГРИ Анна Шелементьева и Юрий Пустовалов показывают образец горной породы. Фото Натальи Феоктистовой

Научим руду дорогую отличать от породы пустой

  • Максим Кирюшин
  • 1.04.2024

Походы, палатки, костер, звездное небо и… земная твердь. В преддверии Дня геолога будущие разведчики недр рассказали о своей учебе, о роли профессии в современной экономике и культуре наставничества.

Традицию передачи знаний о Земле от поколения к поколению в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) чтят свято. В здании столичного вуза расположен Минералогический музей, а в лабораториях университета можно своими руками потрогать образцы горных пород, изучить добытые в экспедициях материалы. Специальные классы оснащены бинокулярными аппаратами.

На первом этаже нас встречает группа студентов, в их числе — ребята, ведущие кружки на Школьном факультете МГРИ. Первым делом отправляемся в Инжиниринговый центр и Центр искусственного интеллекта имени Бобровникова, где ученые используют высокие технологии исследования сырья.

Здесь и компьютер с функцией распознавания объектов, и аппараты-вездеходы дистанционного управления с целым комплексом различных датчиков. По словам первокурсника Ильи Агапова, влияние искусственного интеллекта в геологии возрастает с каждым годом.

— Например, ИИ помогает определить перспективные для разведки участки с помощью аэросъемки, — говорит студент. — Еще ИИ способен совмещать и накладывать разные карты при разведке месторождений. Добавим схему распространения минералогических анализов по кернам (образец породы из скважины. — «ВМ») и сможем дать прогноз по гипотетическому месторождению алмазов в данной точке.

Как бы ни манила эта сложная работа, для начала стоит освоить азы, отмечают студенты.

— Базовые знания в геологии я начал получать еще с седьмого класса, — рассказывает Агапов. — Первая практика прошла в Подмосковье: проходя по маршруту, встречали разные геологические тела, например, обнажение. На нем ярко были видны слои разных возрастов, каждый из которых мы описывали, зарисовывали, отбирали образцы.

По словам четверокурсницы Бэлы Левковой, ШФ МГРИ заточен на подготовку будущих геологов.

— Сейчас у нас учатся 80 школьников. Мы, студенты, ведем занятия сами. Преподаем начала: палеонтология, минералогия. Доходим и до изучения более сложных дисциплин, например, петрографии. У каждого кружковода в группе около пяти учеников, — говорит студентка. — Каждый год из ШФ выпускается 10 человек. По статистике, 80 процентов из них поступают на геологические специальности.

Готовят в вузе и к реалиям экспедиций: как развести огонь, добыть воду. К слову, опасности жизни в дикой природе никого особо не страшат.

— Да, мы иногда сталкиваемся со стереотипом, что геологи — всегда мужчины. Но во времена СССР женщины трудились даже на урановых рудниках и сейчас работают в экспедициях и на предприятиях, — отмечает пятикурсница Анна Шелементьева.

Практика «в полях» может быть впечатляющей, но тяжелой. Кроме физической выносливости, требуется знание школьных предметов. все Словом, как в памятной песне «Геологи» Александры Пахмутовой: «… умеем и в жизни руду дорогую отличать от породы пустой».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Евгений Еременко, геолог, председатель молодежного совета ФГБУ «ВМИС»:

— Геология — очень увлекательная профессия. Все, кто в детстве проникается ее духом, дальше не смогут жить без путешествий, научных исследований и любви к минералам. Чтобы познакомиться с этой областью знаний, для школьников созданы отличные условия. В Москве существует несколько геологических кружков, например, Геошкола МГУ и Школьный факультет МГРИ. Регулярно проводятся просветительские лекции, олимпиады, полевые чемпионаты и экскурсии. К слову, профильные работодатели заинтересованы в молодежи.

Рекомендации