Site icon Пресса в образовании

Не верю! Мастерство актера в жизни и на сцене

Не верю! Мастерство актера в жизни и на сцене

Фото: Диляра Рахманова

Театральный сезон в Москве стартовал. Зрителей радуют премьерами. А юнкор «Вечерней Москвы» на себе испытала, какова она — актерская лямка.

Постановки пройдут в октябре в Театре Луны на Малой Ордынке, во Дворце на Яузе и МХТ имени Чехова. Вдохновившись театральной жизнью Москвы, я побывала на уроке актерского мастерства.

Дети, мечтающие о профессии актера, удивились бы, если бы узнали, что уроки в театральном институте начинаются не с переодевания и нанесения грима. Сперва это долгая работа с голосом и образом. Так, и занятие в одной из московских студий актерского мастерства началось с артикуляционной разминки. Участники мастер-класса выполнили комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений губ, языка, мягкого неба и щек. С таких тренировок начинается каждый день актера.

При помощи артикуляционной гимнастики можно научиться управлять голосом, а речь станет четче. Со стороны упражнения, возможно, кажутся смешными: участники занятия мычали, жужжали и фыркали. Однако это полезная практика. По словам преподавателя Юрия Балицкого, выполняя артикуляционную разминку, люди добиваются результата уже через месяц.

Далее участники мастер-класса приступили к практике.

Перед этим преподаватель Юрий Балицкий дал ценный совет: — Принцип таков: если в сценарии прописано действие, которое должен сыграть актер, то он не играет эмоции. Он не пытается «выдавить» из себя чувства.

На уроке актерского мастерства было несколько эмоциональных моментов. Юрий Балицкий вызвал двух добровольцев. Одному из них предстояло говорить «Я люблю тебя», а другому «Я тебя ненавижу». С каждым разом участники проговаривали это все громче. Создавался контраст между внутренними ощущениями и словами добровольцев.

Исполняя какую-то роль в театральном представлении, актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого действует в спектакле. Путем воздействия на зрителя во время спектакля создается особое игровое пространство и сообщество актеров.

— Часто в жизни возникают зажимы. Мы не даем волю чувствам. Они копятся внутри нас, подобные упражнения помогают их освобождать, более точно понимать себя с эмоциональной точки зрения, — объяснил Юрий Балицкий.

Возможность проявить себя на уроке была у каждого участника. В этом помогали упражнения на импровизацию. Ведущий мастер-класса озвучивал ситуацию, а участники урока должны были изобразить ее. Получалось забавно: кто-то изображал, что вдохновленно пьет кофе, хныкал или радостно шел на свидание. Упражнение помогло понять, как часто актерам приходится подстраиваться под предлагаемые режиссером или сценаристом обстоятельства.

Режиссер Константин Станиславский считал в актере главными качествами внимание, веру в происходящее и фантазию. Участники мастер-класса смогли потренировать все эти компоненты. И хотя урок прошел без сценического грима и костюмов, участники прочувствовали на себе, что иногда играть воображаемую сцену не так просто. Они подметили примеры полезных упражнений для проработки голоса и определили, какое амплуа в себе им нравится больше.

Актерское мастерство помогает развить креативное мышление, умение находить нестандартные подходы к решению проблем, помогает более правильно выразить мысль. Это позитивно сказывается на коммуникабельности.

Краткое описание профессии

Актерское мастерство — это деятельность, в которой история рассказывается посредством ее инсценировки актером или актрисой, перенимающими характер, в театре, на телевидении, в кино, на радио или в любой другой среде, использующей миметический режим.

Актерское мастерство включает в себя широкий спектр навыков: хорошо развитое воображение, эмоциональную восприимчивость, физическую выразительность, вокальную проекцию, ясность речи и способность интерпретировать драму.