Скоро, 24 февраля, исполнится 110 лет со дня рождения Эммануила Казакевича — писателя с нетривиальной судьбой.
К тому моменту, когда 28-летний Казакевич стал участником исторического парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, за его плечами была уже большая, наполненная событиями жизнь. Его сапоги чеканили шаг по брусчатке, а он вспоминал детство, частые переезды с родителями из города в город, работу в Биробиджане. Там, в Еврейском автономном округе, он, выпускник Харьковского машиностроительного техникума, был и бригадиром, и инженером, возглавлял строительство городского Дворца культуры. Ему довелось даже стать председателем еврейского колхоза «Валгейм», после чего вдруг его забрала в свои «объятия» театральная область — талантливый парень стал сначала организатором еврейского молодежного театра, а затем директором Биробиджанского государственного еврейского театра (БирГОСЕТ). Для него он сделал немалое количество переводов на идиш: от «Шестерых любимых» Алексея Арбузова до «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана.
И война началась для него уже в июле 1941 года — он попал на фронт в составе так называемой писательской роты. Западный фронт, Вяземский «котел». Там его серьезно контузило. Война перевернула тонко чувствующего Казакевича: он прошел ее от и до, начав свой путь рядовым, позже став начальником разведотряда дивизии. Лишь в марте 1946 года для помощника начальника разведотдела 47-й армии Эммануила Казакевича началась мирная жизнь. Наградами он не кичился, но на его кителе было восемь боевых орденов и медалей, в том числе два ордена Красной Звезды и два ордена Отечественной войны.
Первое (из крупных) послевоенное произведение Казакевича сделало его знаменитым. Это была «Звезда» — повесть о том, как семь разведчиков в тылу врага должны выяснить численность и состав подразделений противника и отправить полученные данные по радиосвязи в штаб дивизии.
Произведение вызвало бурный отклик. На ура восприняли и роман «Весна на Одере». Но потом критика буквально растерзала писателя за несколько следующих его произведений, в том числе за военные повести «Двое в степи» (1948) и «Сердце друга» (1953). Он поплатился не столько за талант, сколько за потребность писать правду, которая нравилась не всем.
В чем-то романтик, в чем-то — неутомимый борец за истину и честность, Казакевич был очень ценим в среде коллег-литераторов, много и успешно печатался в прессе. Эммануила Казакевича не стало в 1962 году. Кстати, дети знают его по изумительному переводу К. Коллоди — Казакевич подарил нам его легендарного «Пиноккио».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Лебедев, режиссер:
— Когда мне позвонили с «Мосфильма» и предложили перечесть «Звезду», очень обрадовался, хотя помнил ее смутно. Ее очень любил мой отец. Она стояла у нас на книжной полке на видном месте. Помню форзац книги и красную звездочку, венчающую название. Перечитывая «Звезду», даже не закончив, я знал, что буду снимать эту картину. Виктор Астафьев, знаменитый писатель, фронтовик, сказал как-то, что о войне у нас написаны тонны макулатуры и лжи и есть лишь три-четыре книги, которые можно читать сегодня без стыда, в которых — правда. На первом месте он назвал «Звезду». И я с ним согласен.