Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский (справа) во время поездки в Германию. Фото 1923 года / ТАСС

Невидимый гений. Режиссер Владимир Немирович-Данченко

  • Александра Ерошенко
  • 25.12.2023

Сегодня кажется, будто русский театр всегда был в почете во всем мире. Однако это не так. Родоначальниками того психологического театра, что навсегда изменил представление об этом виде искусства, стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, причем последний навсегда остался в тени соратника.

Владимир Немирович-Данченко родился 23 декабря 1858 года в семье дворянина, офицера, служившего на Кавказе. Страсть всей жизни мальчик обрел еще в гимназии: пересмотрев все спектакли летнего театра, будущий реформатор взялся за собственные домашние постановки. Но, как тогда было принято в дворянских семьях, уехал в Москву, чтобы получить престижное образование. Сначала учился на физико-математическом факультете, а потом — на юридическом. В его жизни все еще были любительские постановки, но свой путь к театру он начал… с литературы! Немирович-Данченко писал беллетристику и занимался театральной критикой. Уже тогда он заметил, что в императорских театрах актеры малоподвижны, их приемы превратились в штампы, а сама форма подачи устарела. Он начал писать собственные пьесы, стал преподавать и учить актеров «видеть драматизм в жизни».

Драматурга пригласили преподавать в Московском филармоническом училище, и среди его учеников были Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд. В 1880-х годах Немирович-Данченко уже был значимой фигурой в театральном мире.

Но судьбоносная встреча произошла лишь в 1897 году. Драматург познакомился со Станиславским — будущим единомышленником и соратником, с которым вместе они создадут Московский Художественный театр. Станиславский позже напишет труд «Работа актера над собой», которому до сих пор следуют артисты. Но именно Данченко взял на себя всю административную работу: заботился о финансировании, планировал репертуар. И, без сомнения, именно ему мы обязаны тем, что театр поверил в силу произведений Антона Чехова, который сейчас считается классиком драматургии. Но в 1896 году это было неочевидно — его пьеса «Чайка» провалилась в Александринском театре, а Немирович-Данченко, прочтя ее, уступил начинающему драматургу Грибоедовскую премию. Потом уже, после бурного успеха пьесы на сцене МХТ, Чехов подарит покровителю брелок с гравировкой «Ты дал моей «Чайке» жизнь!» Слава о театре распространялась быстро, и режиссера пригласили на полтора года в Голливуд. Но вдали от России он творить не мог и вернулся на Родину. Уже позже, когда Станиславский отошел от дел, именно Немирович-Данченко сохранил театр, а в 1943 году создал Школу-студию МХАТ. Режиссер умер 25 апреля 1943 года прямо за работой.

ЦИТАТА

Михаил Чехов, режиссер, актер (1891-1955):

Владимир Немирович-Данченко был математиком и к тому же обладал поразительной способностью проникать в человеческую психологию. Над чем бы он ни работал, ум математика помогал ему сразу же схватить главную мысль, основную идею — в этом заключалась его гениальность.

Его блестящий ум быстро и безошибочно находил ведущее определяющее нечто, костяк спектакля, который благодаря его умению увидеть каждую мельчайшую деталь человеческой психологии обретал плоть.

Рекомендации