В этом сентябре исполнилось 98 лет со дня рождения народного артиста СССР Евгения Леонова. Но в этом году с ним связана еще одна дата: 35 лет тому назад он появился на сцене «Ленкома» в роли Тевье в спектакле «Поминальная молитва» в постановке Марка Захарова. По общепризнанным канонам Леонов не был красив: простоватый и полноватый мужичок с носом-картошкой. Но он обладал фантастическим обаянием. От него исходила волна добра, не почувствовать которую было нельзя.
У Леонова была в каком-то смысле классическая для людей его поколения биография: обычная семья, жизнь в коммуналке, запись в драмкружок… К началу войны ему исполнилось 14, и по совету родителей он отправился на авиазавод учеником токаря. А осенью 1943 года Леонов поступил в Авиационный приборостроительный техникум имени С. Орджоникидзе. И страшно обрадовался, узнав, что там работает кружок художественной самодеятельности! К окончанию же третьего курса он убедился, что выбранная профессия его интересует мало, и «повернул колесо судьбы», начав все заново: поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии при Мособлфилармонии. После учебы его зачислили в Московский театр Дзержинского района.
…В 1948 году случились два равноценных события: он перешел в труппу Московского драмтеатра имени К. С. Станиславского и начал сниматься в кино. Ему везло и с ролями в театре, и с кинопредложениями: фильм «Полосатый рейс» 1961 года влюбил в Леонова добрую половину Союза. Но хотел большего. И спустя 20 лет, отданных подмосткам драмтеатра, отправился в Московский театр имени Маяковского. Им руководил тогда легендарный Андрей Гончаров. На сцене «Маяковки» Леонов появлялся в ярчайших ролях, в том числе в образе Ванюшина-отца — пьеса «Дети Ванюшина» Сергея Найденова была на пике популярности.
Гончаров был удивительным режиссером, но характер имел непростой. Ему, худруку театра, на спектакли которого рвалась вся Москва, было непросто отпускать Леонова на съемки. Но как не простить этого «греха» любимцу! Но когда актер снялся в рекламе, Гончаров взорвался. «Костлявая рука голода практически придушила Леонова! Евгений Павлович, мы вам мало платим? Давайте пустим шапку и соберем средств, чтобы вы больше не пробавлялись рекламой», — заявил он при всей труппе.
А Леонов снялся в рекламе не из-за денег. Он не умел отказывать, и директор магазина «Океан», в который артист часто заглядывал, упросил его разрекламировать рыбу нототению…
…Уйдя в «Ленком», к Захарову, в 1974 году, Евгений Павлович обрел свой «причал». Он пришел уже знаменитостью и любимцем миллионов после озвучивания мультяшного Винни Пуха, но кино одарило его аурой и имиджем комедийного актера. Но он был великим драматическим артистом. И доказал это на сцене и в «Старшем сыне».
…После тяжелого инфаркта Леонов вышел-таки на сцену. Билетов было не достать, но мне повезло. Я помню потрясение от его Тевье! Он будто исповедывался, говоря о скоротечности жизни, несбывшихся и сбывшихся мечтах. Зал плакал: текст Григория Горина, помноженный на мудрость Шолома-Алейхема, рвал душу в клочья благодаря таланту невысокого и великого человека. После знакомства с этим Тевье хотелось стать лучше, честнее, чище… Леонов умер перед очередной «Поминальной молитвой»: оторвался тромб. Спектакль сохранился в записи. Посмотрите его, не поленитесь. Это и будет данью памяти…
ЦИТАТА
Марк Захаров, режиссер:
— Смешной, беззащитный человечек, уморительный и трогательный до слез, поднявшийся в моем сознании до каких-то запредельных уровней, когда человеческая наивность обретает черты вселенской доброты и, стало быть, мудрости. Поистине народным артистом Леонов стал после «Белорусского вокзала», а сам он с особой теплотой отзывался о фильме «Донская повесть». В «Белорусском вокзале» он совершил бросок в новое состояние — он выразил не себя, хорошего артиста, а стал представителем народа. За ним — социальный пласт людей не слишком счастливых, однако добрых и веселых, а главное, родных.