Николай Алексеевич Некрасов

Николай Некрасов как повод поспорить и почитать

  • Ольга Кузьмина
  • 6.12.2021

Вслед за юбилеем Федора Достоевского подошла и еще одна знаковая, но куда более тихая дата: 10 декабря — 200 лет со дня рождения Николая Некрасова. Сегодня он многим «не интересен», а кем-то и вовсе забыт. Как непроста была его писательская судьба, так неоднозначно и отношение к нему после смерти.

В советские времена Некрасова «поднимали на щит». Его произведения, от «Крестьянских детей» до «Русских женщин» и поэмы «Кому на Руси жить хорошо» идеально укладывались в рамки советского представления о прекрасном. Но в трактовке творчества Некрасова тогда не было абсолютной истинности: он был сложнее, чем просто «певец народного горя».

Перекос случился и потом — Некрасов сегодня мало изучается в школах, а интернет, как правило, с упоением педалирует лишь страсти Некрасова — от его любви к карточным играм до бурных и скандальных романов.

Однако человек не бывает нарисован двумя красками — черной и белой. И Николай Алексеевич был «нарисован», без сомнений, многими полутонами. Чтобы понять, сколь важно изучать его, стоит вспомнить, что сказал Достоевский на похоронах Некрасова, при большом стечении народу: «По своему таланту он был не ниже Пушкина!» Толпа отреагировала на эти слова бурно, закричав… Нет, не то, что вы подумали, а напротив: «Выше, выше!» На что растерявшийся Достоевский отвечал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». Да и похоронить себя он просил именно близко к Некрасову! Так и говорил жене, что хочу лежать с ним, а не с другими писателями…

Что же ценного увидел в нем Федор Михайлович? Простота и ясность стиля Некрасова по праву принесла ему славу «народного поэта». Его можно назвать отцом-основателем русского реализма в литературе, в стихах которого нередко острейшая социальность строк оказывалась в разы выше их художественной ценности. Он не мог соперничать красотой и изяществом написанного ни с одним из поэтов первого ряда, но по глубине излагаемых мыслей и способности «бить наотмашь» обходил их легко. Но если его «гражданская» поэзия вызывала споры, то Некрасов как лирик и поэт, тяготеющий к эпичности, вызывает куда меньше разногласий. При этом, описывая тяготы крестьянской жизни и ставя в своей поэзии острейшие вопросы, Некрасов умудрялся изображать народ-страдалец без унижения его достоинства. Жизненность его творчества подтверждает и то, что его стихи давно разобраны на цитаты, которыми оперируют уже полтора века.

Несомненно, деятельность Некрасова, связанная с созданием и работой литературных журналов («Отечественные записки», «Современник») способствовала развитию демократического движения в России.

А в самом поэте будто бы было два человека. Он признавал свою двойственность в одном из писем: «Во мне было всегда два человека — один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с темными силами, а другой такой, каким создала меня природа» .

Болеющий за народ и баринохотник, игрок и носитель передовых мыслей, обвинитель самодержавия, выражавший радость по поводу неудавшегося покушения на царя, — это все он, Николай Алексеевич, одна из самых противоречивых фигур XIX века. Кстати, о нем не снято ни одного фильма. Может быть, это когда-то сделает один из вас?

Рекомендации