Фото: Алексей орлов

Новости вместо оружия

  • Александр Кудрявцев
  • 28.03.2022

Военная спецоперация на Украине проходит в условиях максимального информационного шума. Каждый день в сети появляются сотни видеороликов и новостей о том, как проходят боевые действия. И в этих условиях очень сложно составить общую картину происходящего. Этим и пользуются пропагандисты, которые ведут информационную войну.

— Наши оппоненты пытаются поднять панику в российском обществе, подорвать доверие к действующей власти и армии. Их цель — сформировать у людей неправдоподобную картину мира. Они хотят, чтобы общество думало так, как выгодно им, — пояснил политолог Владимир Киреев.

Он добавил, что все чаще появляется информация о том, что блогерам и артистам платят большие суммы денег за публикацию сообщений в социальных сетях с осуждением действий Российской армии.

— Не стоит путать информационную войну с фейками. Их выдумывают блогеры, чтобы набрать популярность и количество просмотров. Над дезинформацией работают специалисты. Эти люди получают за создание ложных сообщений зарплату. Есть большие центры по созданию и распространению дезинформации, — рассказал директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Информационная война ведется разными средствами. Ключевой прием — дезинформация. Она направлена не только на граждан какой-то одной страны, но и на мировое сообщество в целом. Еще один прием — ограничение каналов связи. Поэтому в зарубежных странах было остановлено вещание нескольких российских телеканалов. Администрация ряда социальных сетей блокирует аккаунты отечественных средств массовой информации и даже отдельных журналистов.

— Важно отметить, что часто в целях пропаганды и дезинформации используется «полуправда». Например, сообщения о том, что Вооруженные силы России обстреливают гражданские объекты — ложь. Но вот почему-то никто из западных СМИ не говорит, как солдаты Вооруженных сил Украины оборудуют огневые позиции на территории торговых центров, складируют там боеприпасы и военную технику, несмотря на то, что есть фото- и видеодоказательства, — рассказал политолог Сергей Марков.

Он добавил, что во время информационной войны гражданам следует тщательнее подходить к отбору новостей. Не нужно распространять информацию, в подлинности которой нет полной уверенности. Лучше писать и говорить только о том, что удалось увидеть своими глазами.

— Еще в 2014 году широкое распространение получил короткий свод правил «Памятка мирному населению в период информационной войны».

Его автором стал один из блогеров. Сейчас этот документ как никогда актуален. Нужно помнить, что каждый народ состоит из разных людей. Не все участвуют в войне — не стоит оскорблять всех подряд.

Хочешь высказать свое отношение к политике — выскажи, при этом не переходи на личности. Не нравится мнение другого человека, но хочется высказаться — выскажись о мнении, а не о человеке, ведь чаще всего ты с ним не знаком, — пояснила психотерапевт Мария Мухина.

Она добавила, что не следует постоянно просматривать новостные ленты. Это может усилить тревожность. Лучше определить для себя заранее время в течение дня. И в строгих временных рамках читать самые главные новости.

— Еще один полезный совет. Помните, что рано или поздно ситуация нормализуется. Но те отношения, которые могут испортиться с близкими, восстановить будет сложнее, — добавила Мария Мухина.

КЛЮЧЕВОЙ ПРИЕМ

Дезинформация — заведомо ложное сообщение, которое должно очернить героя сообщения (или армию), заставить в нем сомневаться. Цель — вызвать негативные эмоции, осуждение со стороны общественности. Даже если позже дать опровержение, эффект будет достигнут.

Рекомендации