На портале «Узнай Москву» появился новый маршрут для прогулки по столице. Он посвящен Дню учителя и Году педагога и наставника в России. Наш корреспондент побывал на всех точках маршрута, которые показали многое из истории российской педагогической науки.
Магнит науки
Учиться в веке XVIII было гораздо тяжелее, чем в XXI. И не только потому, что распорядок дня учеников был жестче, а для поступления было необходимо доказывать «благородное» происхождение. В те годы не существовало программ обучения, а сами учителя — по большей части немцы — преподавали на немецком или же на латыни. Однако в Навигацкой школе, первом светском образовательном учреждении, основанном по приказу Петра I, русский учитель был.
Когда у крестьянина Филиппа Теляшина родился сын Леонтий, вряд ли отец предполагал, что сын станет педагогом. Ему бы предстояло учить разве что своих детей: как лошадь оседлать да как землю пахать. Но благодаря упорной работе крестьянский мужик стал Леонтием Филипповичем Магницким. Уже будучи преподавателем Магницкий напишет первый русский учебник — «Арифметику», по которому потом будут учиться лучшие умы, в том числе М. В. Ломоносов. Сама школа располагалась в Сухаревой башне. Она находилась на пересечении Садового кольца, улицы Сретенки и проспекта Мира. Ее снесли в 1934-м, теперь на ее месте небольшой сквер.
Педагогическая поэма
Если от метро «Чистые пруды» идти по бульвару и в его конце повернуть налево, можно попасть на маленькую улицу. На ней всего 14 домов, в 1961 году она получила имя педагога Антона Семеновича Макаренко. Дома, выполненные в неоклассическом стиле, соседствуют с бетонной и кирпичной застройкой советского образца. Пик трудовой деятельности Макаренко выпал на годы революции и разрухи.
Поэтому ему приходилось работать с учениками, которых бы сегодня назвали детьми из неблагополучных семей. Некоторые были сиротами, имели судимость (кто-то за грабеж и даже убийство). Универсальность метода Макаренко заключалась в том, что он считал окружающую среду ключевым фактором воспитания, поэтому стремился создать правильную атмосферу.
Особое влияние на воспитанников оказывал Максим Горький, поскольку его биография напоминала ученикам их. Позже Макаренко, вдохновившись опытом работы в колонии, напишет свой главный литературный труд — «Педагогическую поэму».
Мэтры университетов
Последующие остановки связаны с вузами. Невозможно было бы пропустить Московский университет, который связан с отцом русской педагогики — Константином Дмитриевичем Ушинским. Он учился в МГУ на юридическом факультете и фактически создал фундамент для современной системы образования. В маршруте допущена небольшая неточность: юридический факультет располагался в соседнем здании — сейчас там находится факультет журналистики (Моховая, 9). Подход Ушинского отражался и в его многочисленных детских рассказах, учащих добру.
На Никольской улице расположился историко-архивный факультет РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет). Здание выделяется на фоне других построек на пешеходной улице. Оно выполнено в псевдоготике, раньше тут располагался Московский печатный двор, в котором была напечатана первая книга в России. Финальная точка маршрута — главное здание МПГУ (Московский педагогический государственный университет). Раньше в здании МПГУ располагались Московские высшие женские курсы. В 1920-е годы курсы преобразовали во второй МГУ. МПГУ — единственная точка маршрута, где мне не удалось найти памятной доски педагогу, указанной на портале. Зато во внутреннем дворике удалось обнаружить памятник Константину Ушинскому. Рядом с памятником в честь двухсотлетия педагога заложили аллею и поставили табличку с надписью: «В ознаменование 200-летия со дня рождения учителя русских учителей».