Site icon Пресса в образовании

Обогнавший время Сергей Эйзенштейн

Режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн во время работы за монтажным столом. Фото 1925 года / РИА Новости

Режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн во время работы за монтажным столом. Фото 1925 года / РИА Новости

В этом году, 22 января, исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна — знаменитого режиссера, сценариста, педагога и теоретика кино. Если составить список выдающихся кинодеятелей ХХ века, Эйзенштейн и в нем будет стоять особняком, поскольку его реальный вклад в кинематограф слишком велик и нетривиален.

Кинематограф и Сергей Эйзенштейн были практически ровесниками: история кино ведет отсчет с 28 декабря 1895 года, дня первого кинопоказа, а режиссер родился в 1898-м. Но притом, что они «росли» вместе, Сергей Михайлович умудрился обогнать время и создать ряд фундаментальных трудов по теории кинематографа, актуальных и ныне.

В начале пути Эйзенштейна «бросало»: бывший гимназист стал после революции милиционером, затем красноармейцем, занимался военным строительством.

Но после работы «по специальности» он с воодушевлением расписывал агитпоезда и ставил в клубах спектакли как режиссер и художник и только потом понял, что его судьба — именно кино.

Экспериментатор, нашедший в кино свой почерк и особый язык, фантастически чувствующий композицию, мастер ярчайших метафор, он снял нашумевшую «Стачку», приступил к работе над картиной «1905 год», но затем понял, что мощь революции лучше передаст лента о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». В 1925 году, к 20-летию революции, в Большом театре была показана его картина «Броненосец «Потемкин», потрясшая собравшихся, а потом покорившая мир. Спустя годы десятки кинокритиков из разных стран единогласно признают эту картину «лучшим фильмом всех времен и народов».

После успеха фильма Эйзенштейн продолжал снимать, а затем три года разъезжал по миру, впитывая опыт западных и американских коллег. Долгая поездка вызвала недовольство на родине: Сталин лично назвал его «дезертиром». Вернувшегося и рвущегося «в бой» режиссера начали «зажимать»: его сценарии перестали устраивать, работа над «Бежиным лугом» была остановлена, да и у его картин «Александр Невский» и «Иван Грозный» была не безоблачная судьба. Парадокс: хотя Эйзенштейн был назначен руководителем «Мосфильма» и обласкан наградами, в 48 лет он пережил инфаркт, а в 50 умер от сердечного приступа. Его наследие — 14 фильмов, теоретические наработки, статьи и массив прекрасной графики, увидевшей свет после его смерти. Но на его картинах до сих пор учатся кинематографисты всего мира, а имя его — синоним высокого служения этому искусству.