Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

Охотнее всего мы учимся у тех, кого успели полюбить

  • Вечерняя Москва
  • 2.10.2023

Выпускники нескольких столичных школ и гимназий сообща издали книгу воспоминаний о своем любимом учителе Борисе Наумовиче Лондоне, преподававшем русский язык и литературу. Специально к 5 октября, когда педагоги отмечают профессиональный праздник, мы попросили преподавателей московских школ рассказать о своих учителях — тех самых, с большой буквы. Наставниках, определивших их судьбу. Учителях, достойных собственной отдельной книги.

Гавриленко Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1231 им. В.Д. Поленова:

Я закончила знаменитую школу №59 имени Н.В. Гоголя и понимаю, что почти каждый из учителей нашей школы достоин отдельной книги. Я мечтаю написать книгу именно о союзе учителей, который подарил счастливое детство многим поколениям детей Арбата. Это и Любовь Сергеевна Денисова, мой учитель русского языка и литературы, ставшая для меня родным человеком и определившая мой профессиональный выбор, и мой классный руководитель Людмила Алексеевна Боровая, учитель математики, привившая мне любовь к театру, и учитель биологии Ирина Николаевна Портянникова, хранительница уникального музея в кабинете биологии, и учитель химии Татьяна Ивановна Парамонова, умевшая учить без двоек и рассказывать «Сказки бабушки Химии», и учитель истории Алексей Вячеславович Дёмин, на уроках которого «оживали» события, люди и факты, и учитель физики Ольга Викторовна Калачёва, способная яркими опытами навсегда оставить в памяти физические явления и законы, и многие-многие другие, каждый из которых  — имя и эпоха. 59-я школа имени Н.В. Гоголя, первая общеобразовательная школа в России, более ста лет существовавшая на карте московского образования непрерывно и, увы, оказавшаяся ненужной в эпоху образовательных реформ 2010-х годов, для своих выпускников всегда остаётся живой, важной и любимой. В одном из наших школьных капустников звучали следующие строки: «На месте Гоголь в нашем вестибюле. Пусть думают: «Как всё обыкновенно!». Но больше века дети школу любят, хоть это, говорят, несовременно». Я низко кланяюсь всему арбатскому братству наших учителей и благодарна судьбе, что многие из этих людей до сих пор рядом со мной – как коллеги, с которыми мы теперь вместе работаем в школе №1231, и как друзья. Спасибо, дорогие мои Учителя 59-й гоголевской школы!

 

Любовь Александровна Павличенко, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №1231 им. В.Д. Поленова:

Учитель – наставник, тот, чьи слова остаются ориентиром на всю жизнь, даже если годы не видишься, но всегда сверяешь свой путь с тем, однажды переданным тебе учителем нравственным компасом. Борис Николаевич Любимов, профессор, великий знаток русского театра и духовной культуры, к которому я поступила в ГИТИС в далёком 1994, – не просто учитель, достойный книги, он сам человек-книга, автор множества работ по истории русского театра и недавнего интереснейшего трехтомника «Минувшее». Сын великого переводчика Николая Любимова, чуть не ставший священником, он настоящий рыцарь русской культуры с ее высокой миссией преображения души. Театр может быть преображающей душу зрителя невидимой ступенью к храму – твёрдое внутреннее кредо Бориса Любимова, пронесённое им сквозь все соблазны западнических формалистических экспериментов 90-х. А миссию свою он видит в передаче духовной эстафеты этого видения новым собеседникам (так он предпочитает называть студентов), причём делает это не только серьёзно, но и с весёлым остроумием и жизнелюбием истинно русского человека. Спасибо Вам, Борис Николаевич! В одной из статей Вы приводите слова выдающегося русского философа Семена Франка: «В хаосе и бесчеловечности, царящих ныне в мире, в конечном итоге победит тот, кто первым начнёт прощать. Это и значит: победит Бог». Аминь.

 

 Воробьева Татьяна Анатольевна, заместитель директора по содержанию образования, ГБОУ Школа №1231 им. В.Д. Поленова:

Посвящение директору: об Инне Михайловне Тепловой

У нее были рыжие с каким-то необыкновенным розоватым оттенком волосы. Эта немолодая, подвижная женщина не показалась мне поначалу ни привлекательной, ни интересной… Она курила в своем директорском кабинете, украдкой… Звук ее шагов, затихающий при приближении к кабинету вновь назначенного молодого учителя, означал, что директор прислушивается к происходящему в классе. Я старалась говорить тогда с детьми строже и громче.

Я не чувствую слова наставник! Наставлять – это звучит как-то очень однозначно. Это значит, что ты точно знаешь, как надо. А разве в педагогике ты всегда знаешь, как надо? Как надо именно сегодня для Лены, Ванечки, Колиной мамы?

Одно из первых родительских собраний у начинающего классного руководителя…  Я — про отметки и предметы, ошибки и работу над ними, опоздания и пропуски… Она — о дружбе детей, о замечательном детском спектакле, о взрослении и первой любви моих колючих подростков. Тональность педагогического коллектива поразила меня тогда: мы —  рядом, мы — вместе, мы – поможем!

Первый педагогический совет: споры, долгое послевкусие от дискуссии, размышления. Я никогда не думала, что учителя так могут не соглашаться друг с другом, так остро парировать, так переживать! Удивление…

Опаздываю на первый урок… Лечу по лестнице через две ступеньки. Красная и задыхающаяся прибегаю к дверям класса, в которых стоит директор. Растерянность, извинения, стыд… Она мне на ухо: «Спокойно! Выдохни! Бывает… Войдешь достойно и красиво. Извинись перед детьми!»

Она стоит на ступеньках школы и провожает нас в школьную экспедицию… Она звонит одна из первых и поздравляет с рождением сына… Она сделала из меня учителя, она подарила мне профессию…

Должно было пройти немало лет, прежде чем стало понятно значение этого человека в моей жизни. Человека, который показал обратную дорогу из молодости и зрелости в детство и юность.

 

Лада Александровна Мягкова,  педагог дополнительного образования, Школа №1231 им. В.Д. Поленова:

 Уроки русского от Штофф

Строго говоря, я не могу назвать ее своей учительницей — жизнь свела нас, когда я уже давно окончила и школу, и университет. Но до сих пор не перестаю благодарить судьбу за эту встречу… Людмила Владимировна Штофф (имя и отчество ее на самом деле были довольно сложно выговариваемыми и абсолютно немецкими) преподавала в 12-й французской спецшколе (сегодня это № 1231) русский язык и литературу. И это были совершенно удивительные уроки — ее русский звучал, как музыка, ее умение рассказывать, спрашивать, слушать, даже молчать было таким интеллигентным, таким мудрым и человечным.

Она знала наизусть «Слово о полку Игореве», ставила школьные спектакли, организовала школьное радио, проводила открытые уроки, выступала на телевидении. А когда ей пришлось уехать в Германию, там читала лекции по русской литературе — до самого последнего дня. Но главное — она дышала профессией, ей и спустя 40 лет преподавания было интересно с учениками, а ведь начинала она еще во времена раздельного обучения, и первыми ей достались мальчишеские старшие классы. И вот один из ее мальчишек — Лев Моисеевич Рошаль (ставший потом известным режиссером) — написал невероятно теплую повесть «Класс, влюбленный в учительницу». Машинописная рукопись ее тоже волею судьбы попала ко мне в руки, и сейчас мы с ребятами хотим эту повесть опубликовать. Для них — это кусочек такой давней эпохи, что они путают ее с мезозоем, а для меня — возможность еще раз вспомнить о человеке, воплотившем удивительную гармонию между призванием и жизнью, и передать эту память всем, кто понимает, как важен в жизни каждого из нас именно такой учитель.

 

Холоимова Александра Сергеевна —  педагог дополнительного образования, преподаватель экологии, Школа №1231 им. В.Д. Поленова:

Первый Учитель

С большой теплотой я вспоминаю свою первую учительницу, Анну Павловну Косицкую. Хоть, надо признаться, в первые дни я ее немного побаивалась. Анна Павловна была уже в весьма солидном возрасте, когда мы, робкие первоклашки, переступили порог нашего первого школьного кабинета.

Высокая, стройная и статная, Анна Павловна обладала громким и низким голосом, слушая этот голос, ты совсем не хотел пропускать ее слова мимо ушей. Наоборот, она завораживала своим голосом.

Помню ее идеальный почерк. Тогда, в детстве, мне казалось, что обычный человек просто не может так уметь писать. Буквально недавно, разбирая на даче старые бумаги, я с улыбкой листала свою пропись первого класса и почти со слезами разглядывала свои каракули, рядом с которыми уверенной рукой были написаны ровные и красивые буквы Анны Павловны.

Будучи человеком старой школы, она всегда придерживалась того принципа, что воспитывать в учениках честность, порядочность, благородство нужно не только во время тематических уроков, но и постоянно, непрерывно, независимо от времени и ситуации. Делала она это со строгостью, но и с любовью, которую мы неизменно чувствовали, общаясь с Анной Павловной.

Анна Павловна уже умерла, но я очень хорошо помню, что, будучи уже в средних классах, я с улыбкой подходила к ней, когда она спускалась в столовую с вновь пришедшими в нашу 59-ю школу малышами, здоровалась и дожидалась ее строгого взгляда, сдержанной улыбки и приветствия. Этот взгляд, эта улыбка и ее строгое «Здравствуй, Саша» мне были очень важны и после того, как я покинула начальную школу. Светлая память удивительному Учителю и замечательному человеку!

 

Майя Синельникова, учитель английского языка, школа №854:

Мои школьные годы пришлись на сложные 90-е. В то время не все учителя смогли остаться в профессии, ведь ее престиж начал резко снижаться, а оплата труда часто не позволяла прокормить семью. Поэтому и запомнились те, которые личным примером показали, что преданность своему делу – неотъемлемая часть, но не работы, а настоящему служению на выбранном пути.

Гелашвили Ингилина Ивановна – мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы. Она «взяла» нас в пятом классе, и после нашего выпуска в 1997 году ушла на пенсию.

Только после окончания школы, начав свой собственный трудовой путь, я поняла, сколь многому она нас научила. Как настоящий Учитель с большой буквы, она являлась примером высоких требований к себе, чувства ответственности перед своим делом и перед другими людьми. Несмотря на трудности, никогда не жаловалась, никогда не опаздывала, была образцом чести и честности, совести и доброты по отношению к своим ученикам. Мы учились этому незаметно для самих себя и осознали, став уже взрослыми. Она всегда разговаривала с нами уважительно, на равных, на самые серьезные темы, даже когда мы были ниже ее ростом. Сейчас, со своими учениками, я стремлюсь делать также, и в голове всегда возникает ее образ.

А еще, в каждую беседу с нами она искусно вплетала стихотворения самых разных поэтов, которые всегда читала только наизусть. На уроках литературы никогда не позволяла себе подглядывать в текст. Считала, что стыдно требовать от учеников то, что учитель не может или не делает сам.

Запомнилось, как она учила девочек внимательно прислушиваться к речи своих будущих избранников, так как считала, что человек, который искренне любит, никогда не позволит себе грубых или обидных слов. И приводила в пример своего супруга, который, узнав, что она учитель, ради нее выучил огромное количество стихотворений, чтобы радовать ее каждый день и не повторяться. Мы слушали ее слова, как красивую сказку о любви, а на самом деле, так она учила нас уважать самих себя и осознанно делать выбор.

Мария Жукова, выпускница ГБОУ СОШ № 15, учитель физкультуры:

Я окончила школу в 2006  году, когда еще она не была кластером. Именно такую, уютную, по-домашнему тёплую и приветливую, я вспоминаю накануне Дня учителя.

Как писал Сергей Есенин, «лицом к лицу – лица не увидать, большое  видится на расстоянье…». Почему я вспомнила эти строки? Да потому что именно с процессом  взросления  понимаешь, какое влияние на тебя оказывала школа и учителя, для которых профессия стала неотъемлемой частью жизни. Они не считались со временем, забывали про личную жизнь, посвящая все свое время нам, шумным и непослушным, порой ленивым и неорганизованным. Их уроки становились для нас уроками жизни.

Мы уважали директора школы Мортвичёву Инну Александровну, которая была для нас непререкаемым авторитетом. Не без дрожи в коленках заходили к ней в кабинет провинившиеся и их родители! Но все понимали, что её справедливые решения воспитывают нас и заставляют задуматься о своих поступках!

Прекрасно помню уроки учителя химии Юсиповой Риммы Шамильевны! Было трудно, но сколько прекрасных врачей, фармацевтов, ветеринаров, технологов вышли из медико-биологических классов, куратором которых она была долгое время.

По стопам учителя физкультуры Виноградова Виктора Ильича пошли наши выпускницы и теперь преподают в московских школах!

Сколько прекрасных мгновений провели мы на сцене вместе с любимыми учителями! Мы участвовали в конкурсах, концертах, а праздник «Последний звонок» был апофеозом наших раскрытых талантов. Спасибо за это учителю литературы Егоровой Татьяне Борисовне.

А разве можно забыть экскурсии по городам и весям, которые организовывала для нас учитель истории Жукова Наталья Николаевна! В этих поездках мы становились коллективом, учились понимать друг друга, вместе радоваться и помогать в трудные моменты.

Каждый год накануне 9 мая мы с трепетом и благодарностью встречали ветеранов Великой Отечественной войны, от всей души готовили для них концерты и чтили память тех, кто погиб, защищая страну. Музей 343 Стрелковой дивизии был священным местом в нашей школе.

Прошло более 20 лет. Многие из учителей уже не работают, школа стала другой, но я вспоминаю прекрасные мгновения, проведенные в стенах любимой школы.

Спасибо Вам, дорогие учителя! Поздравляю вас с праздником! Дай Бог всем вам здоровья, оптимизма, улыбок, добра и долгих лет!

Мы помним Вас, а ваши уроки навсегда в нашем сердце!

 

Никитина Александра Максимовна,  ГБОУ Школа №2120:

Каждый день мы общаемся с десятками людей, но лишь некоторые из  них остаются в памяти на протяжении всей жизни. Одни из таких людей – коллектив школы, в которой я провела все свое сознательное детство – Школа № 1786. Я даже не могу выделить кого-то одного, ведь в школе, где училась я, были самые талантливые, преданные своему делу люди. Я не могла дождаться нового учебного дня, ведь каждый урок открывал двери в мир знаний, а эти бесценные знания не раз пригодились в моей профессиональной деятельности.

Глубокая эмпатия, желание увидеть в каждом ученике личность, творчество, нацеленность на результат, и самое главное — любовь к своей деятельности-все это про Школу №1786.

Это они влюбили меня в профессию. Это они изо дня в день, из урока в урок верили в меня, чтобы через несколько лет я с гордостью произнесла «Я-учитель».

Спасибо Вам за самоотверженность!

Спасибо Вам за те чудесные школьные годы!

Спасибо Вам за все!

С праздником, дорогие учителя!

 

Хасянова Ирина Анатольевна, ГБОУ Школа №2120:

 …Учитель – это не просто профессия, это миссия. Миссия сеять «разумное, доброе, вечное». Я счастлива, что на моем жизненном пути встретился УЧИТЕЛЬ – Олег Сергеевич Габриелян.

Так сложилась жизнь, что я работаю учителем с 2011 года, несмотря на то что я закончила РХТУ им. Д.И. Менделеева 30 лет тому назад, по специальности поработать не пришлось. В 2012 году я оказалась в Академии социального управления на курсах переподготовки, где и встретилась с профессором О.С. Габриеляном. Олег Сергеевич более 45 лет отработал учителем химии в школе.

На первое занятие к Олегу Сергеевичу я опоздала. Когда я вошла в аудиторию, я не знала, что это за курс и кто преподаватель. Но, послушав его 10 минут, я поняла, что это Габриелян. Время лекций летело незаметно, быстро, Олег Сергеевич прекрасный рассказчик, первоклассный методист, Учитель с большой буквы. Невозможно представить, что кто-то из нас, взрослых людей, начал бы заниматься чем-то посторонним на лекциях Олега Сергеевича. Мы ловили и конспектировали каждое его слово, задавали огромное количество вопросов. Олег Сергеевич научил нас не только преподавать химию, но и поделился богатым педагогическим опытом.

Олегу Сергеевичу свойственно трудолюбие, необыкновенное обаяние, чувство юмора.

Мне нравится позиция Олега Сергеевича: он утверждает, что учитель должен заниматься своим непосредственным делом – давать детям знания. Поэтому Олег Сергеевич создал учебно-методический комплекс: учебные пособия, методические рекомендации для учителя, контрольные работы, рабочие тетради, рабочие программы.

Спасибо Вам, Олег Сергеевич, за житейскую мудрость, терпение и советы, которые Вы нам даете не как Учитель, а как Коллега!

 

 Юлия Романова, учитель английского языка, школа №1571:

Моя первая учительница английского языка буквально влюбила меня в этот предмет. Все школьные годы я занималась с удовольствием познанием иностранного языка. Она замечательно и спокойно все объясняла, поддерживала. Благодаря ей и ее примеру я тоже решила быть учителем.

 

 Ирина Кадиева, учитель русского языка и литературы школа №1571:

На выбор моей профессии повлиял пример учителя русского языка и литературы – строгого, требовательного педагога и очень интересного человека. Каждый урок становился открытием, споры и обсуждения героев произведений заставляли мыслить, мечтать, верить в свои силы

 

Татьяна Свиридова, классный руководитель в начальной школе №1571:

Мне очень повезло с учителями, я родилась в педагогической династии. Моя пробабушка учитель русского языка и литературы, бабушка – учитель математики, папа – учитель высшей военной школы, кандидат исторических наук, а мы с сестрой – учителя начальной классов. Каждый учитель – наставник, если пришел в профессию по призванию.

 

 Дарья Иванова, учитель английского языка, школа № 949:

Нельзя недооценивать роль учителя в жизни каждого человека. Это те люди, с которых так или иначе мы берем пример, набираемся опыта. И как писал Иоганн Вольфганг Гете, человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Встреча с талантливым педагогом определила мою судьбу. Детской мечте изучать иностранный язык было суждено исполниться благодаря случайному знакомству. И вот я уже иду по немноголюдной улице Арбата, а в распахнутом настежь окне первого этажа меня ждет мой первый учитель английского языка, моя Елена Леонидовна. До сих пор этот образ сохраняется в моей памяти. А потом были уроки… Я помню горящие глаза своего наставника, трепет, с которым Елена Леонидовна объясняла мне новую тему, каждый наш урок был незабываемым. Недаром, Антон Павлович Чехов говорил, что учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело. Сейчас, когда я сама уже давно преподаю в школе, часто задумываюсь, что меня завораживало больше сам предмет или энтузиазм учителя. Наверное, одно не может существовать без другого. Сегодня ни одного дня не проходит, чтобы я не вспомнила свои первые занятия по иностранному языку. И я каждый день стараюсь прививать своим ученикам такую же любовь к предмету, которая у меня когда-то давно появилась благодаря замечательному педагогу Ходоровой Елене Леонидовне. К сожалению, ее давно уже нет с нами, но светлая память о ней навсегда останется в моем сердце.

Елизавета Лобова, учитель математики, школы №949:

Есть много учительских династий, и я не исключение. Именно поэтому любые воспоминания о педагогах для меня особенно ценны и дороги. Моя бабушка была учителем математики. У меня есть множество воспоминаний из детства об уроках, на которых я сидела за последней партой и рисовала, потому что бабушке пришлось меня взять с собой на работу, о стопках тетрадей на ее столе, о контрольных, которые она писала, подкладывая копировальную бумагу. А главное я с детства знала, что учитель это просто человек, который живет своей работой. Естественно, мне хотелось быть учителем, ведь я видела эту профессию с самого детства. Но в педагогику я пришла не сразу. Сначала я хотела стать ученым-физиком, но мой жизненный путь вернул меня к детской мечте. Но и учителем математики я решила быть не сразу. Я сдавала экзамены на факультет физики и на факультет математики. И все-таки математика победила.

Лилия Гиматдинова, учитель физической культуры, школа №949:

Мы с именем Вашим знакомы с пеленок,

Вас знает и взрослый, и каждый ребенок.

Нет, Вы не герой, не артист, не правитель,

А лишь рядовой, незаметный Учитель.

Свою любовь к физкультуре и спорту мне заложили еще в школьные годы мои учителя Петр Алексеевич и Наталья Григорьевна Депутатовы. Для меня было гордостью выступать за честь школы на соревнованиях, а дальше я попала в профессиональный спорт, где большую часть я посвятила легкой атлетике, достигая высоких результатов. Поступив в институт и проходя практики как будущий учитель, я поняла, что хочу посвятить жизнь преподаванию физической культуры, чтобы привить детям любовь к физической культуре и спорту, передать свои знания и навыки, помочь им достичь результатов. Физкультура — это не просто забросить мяч в кольцо или прыгнуть дальше всех, ведь самое главное — это здоровье, настроение и энергия. Сейчас я уже много лет работаю в школе, с которой все начиналось, и я рада, что именно так все сложилось.

 

Полина Макарова, учитель математики и информатики, школа №949:

«Полинка! Ты не хочешь быть инженером техническим, а хочешь быть инженером человеческих душ! Эти слова когда-то сказал мне мой дядя, эти же слова говорю я сегодня тебе!» — с трепетом сегодня вспоминаю слова моего учителя физики Татьяны Ивановны Чуприковой.

Год педагога и наставника активно шагает по стране, и, конечно, еще чаще мы вспоминаем своих учителей. И все они достойны войти в историю. В моей жизни было очень много таких педагогов, но говоря о самом первом и самом главном, мы всегда вспоминаем кого-то конкретного.

Татьяна Ивановна зажигала и в какой-то степени «вдохновляла на подвиги» одним появлением в классе, а ее улыбка, шутки и смех излучали нерушимую волну поддержки и спокойствия.

Всегда стильный внешний вид с иголочки: красивый костюм, необычные броши, которые были важной частью образа, очки на цепочке — все это создавало образ идеального педагога. Помню, как меня затянули фотография и видео. И, конечно, в мои школьные годы медиа не было таким популярным направлением и не поощрялось. Татьяна Ивановна была одним из первых учителей, кто не испугался и принял участие в роликах и фильмах, которые мы снимали с другом. Татьяна Ивановна открыла для меня и мир проектной деятельности. Вместе с учителем информатики они показали, как правильно оформлять результаты исследования, открывали разные тонкости подготовки выступления, и, наверное, уже тогда во мне открылась сегодняшняя любовь к науке, которая проложила дорогу к работе над диссертацией. А с выбором университета всё было очень трогательно. Я позвонила и сказала: «Татьяна Ивановна, я не могу выбрать между МПГУ и МГПУ, на чем же мне остановиться? В ответ я услышала: «Полинка, иди в Ленинский, я чувствую, тебя там ждет большой успех, и мы все ещё о тебе услышим». Когда на университетском курсе педагогики нас спросили про педагогический пример, помню, как за ночь написала стихотворение, строки из которого всегда со мной:

Без Вас я не пошла бы в этот институт

И не открыла бы в себе опять поэта,

Который ищет в людях теплоту,

И книжки трудные читает до рассвета…

 

Наталья Аринина, методист Школы №667:

В жизни каждого человека встречаются люди, которые оставляют в его душе неизгладимый след. Первый учитель, первый друг, первый наставник. На одних эти люди оказали  значительное влияние. Другим помогли стать лучше.  Мне посчастливилось больше всех. Для меня эти три человека воплотились в одном моей маме Валентине Васильевне Арининой. Валентина Васильевна учитель русского языка и литературы. Она 46 лет своей жизни отдала служению школе и ученикам. Моя мама стала для меня и первым учителем, и наставником. Учителем не только потому, что с первого класса научила меня учиться, быть старательной, ответственной, ставить перед собой высокие цели и добиваться их, но и потому, что помогала своим примером выбрать учительскую профессию и реализоваться в ней. Мудрым наставником потому, что порой в непростых профессиональных вопросах всегда помогала и до сих пор помогает своими советами. Ее мнение для меня бесценно! С юности у мамы была мечта стать актрисой.  Мне кажется, что мечта ее в полной мере реализовалась. Школьный класс-это театральная сцена, ученики- зрители, чье внимание, любовь и благодарность удается заслужить только честной, глубокой, душевной, профессиональной игрой. Это зрители, которые не принимают фальши и непрофессионализма и которые за талантливую игру платят тебе любовью и признанием. Моя мама талантливый учитель, ее уроки всегда были настоящими спектаклями, к которым она тщательно готовилась перед зеркалом. А еще она талантливый человек, мама пишет стихи о природе, человеческих чувствах, о любви к миру. Мне хочется громко крикнуть ей: «Браво, мой замечательный учитель, наставник, друг!»

Анна Городецкая, учитель русского языка и литературы, Школа 1212 Щукино:

Так получилось, что и профессию, и мой путь в ней определила учитель русского языка и литературы Ярыгина Галина Николаевна. Во-первых, прочные и качественные знания, которые она дала, определили выбор факультета в педагогическом вузе, куда я поступила без репетиторов. Изможденные члены приемной комиссии (шел седьмой час экзамена) встрепенулись и вдохновились, увидев мою работу по русскому языку, где я всего-навсего выполнила графическое объяснение вставленных букв и знаков препинания так, как требовала настойчиво, систематично, «из урока в урок» Галина Николаевна. Экзамен в МПГУ им.Ленина был непростым: письменно нужно было выполнить задание по русскому, а устно отвечать на вопрос по литературе. Экзаменаторы были уверены, что я закончила какую-то экспериментальную лингвистическую школу, одна из них побежала (прямо с экзамена!) показывать мой листок коллегам. Так что об идейно-художественном своеобразии романа Фадеева «Разгром» я успела сказать три предложения, прежде чем получила оценку «отлично» за экзамен…

Во-вторых, вкус к преподаванию, эту радость от того, что учишь, я получила тоже от нее. Галина Николаевна была нашим классным руководителем. Поэтому и уборке класса, и подготовке классных часов учила нас тоже она. О этот белый пол в кабинете 29, на котором была видна каждая черточка! Мы научились оттирать их порошком, тряпкой, губкой и даже лезвием без тяжелых последствий для пола. Мы узнали, что хорошую хозяйку узнают по углам, поэтому углы, особенно под раковиной при входе в класс, были кристально чистыми. Мы освоили сложнейшую науку аккуратного размещения тряпки на ведре. Иначе она не высохнет и протухнет, и нашим товарищам, которые будут убираться завтра, придётся страдать… Все нам объясняла и терпеливо показывала Галина Николаевна. Каждому. В классе нас было 47 человек, и, когда никто не болел, Таня Маслова садилась за учительский стол, потому что парт не хватало, их некуда было ставить…

В-третьих, требуя много и жестко, Галина Николаевна самые высокие требования предъявляла к себе. Если быть учителем, то учителем-методистом. Если стала завучем, то таким, у которого нет пропасти между начальной школой и средним звеном. Не было в бибиревской школе №139 разночтений в разборах, в оформлении работ, потому что именно Галина Николаевна сумела убедить коллег, что и как можно сразу, по-взрослому изучать в начальной школе, добилась единого соблюдения требований во всей школе. Зачем это было нужно? Так проявлялась её деятельная любовь к детям, она заботилась именно об учениках, о снижении нагрузки при переходе из начальной школы в среднюю. Поэтому обязательно те учителя, кто брал пятачков, в апреле и мае ходили вместе с ней на уроки в четвёртые классы, чтобы поучиться у учителей начальной школы методике работы с малышами, понять, как те темы, что будут повторяться в 5 классе, преподают в четвертом. К сожалению, в современной школе эта традиция потеряна. Попади на урок в начальной школе (и не раз!), если у тебя своих больше 30!

В-четвертых, доброта и щедрость моего Учителя были безграничны! У нас не было в программе русского языка в старшей школе она нам дарила эти уроки: мы приходили до уроков к 7.45, каждую неделю, 9 и 10 классы. И спустя 30 лет я дарю консультации уже своим ученикам. Так я возвращаю свои долги ей… Она отдавала одежду, из которой выросли ее сыновья, тем, кто в этом нуждался. Она, порой насильно, давала ученикам свои книги, во времена книжного дефицита мы читали их по очереди, за два-три дня. Когда я стала студенткой, брала у нее зарубежную и современную литературу. А как щедро она делилась своим опытом, педагогическими находками! Стены класса работали каждый урок. Не хватило стен появилась «книжка», где размещались опорные схемы, таблицы, планы, плакаты. Коллеги, попавшие к ней на открытый урок, задерживались и переписывали, переписывали, переписывали… Спасибо Вам, Галина Николаевна, за все!

Ирина Хавренкова, учитель музыки, Школа № 1347:

С детства обожала играть на фортепиано, сама пошла в музыкальную школу (хотя родители были против), сдала вступительный экзамен, родителей поставила перед фактом мол, экзамены сдала, теперь буду учиться. Учиться было настолько легко и интересно, что я решила после 9-го класса пойти в музыкальный колледж. Я не занималась на подготовительных курсах, просто прошла прослушивание, сдала экзамен и поступила. Началась каторга: я оказалась в группе с ребятами, которые учились в лицее при колледже, и уровень их подготовки был в разы выше по всем предметам. В какой-то момент мне даже показалось, что я ошиблась. С педагогом, к которому меня распределили, контакта у нас не было. И я даже была готова вернуться в 10 класс школы. Но что-то меня останавливало…

Периодически на уроки по инструменту ко мне приходил очень серьезный дядечка, который просто сидел молча весь урок, а потом так же молча вставал и уходил. Когда этот дяденька пришел третий раз, я решила с ним заговорить. Оказалось, что это один из сильнейших педагогов колледжа, пианист Мстислав Всеволодович Антонов (к слову, его имя произносить быстро и без ошибок я научилась только к окончанию колледжа). Единственный на тот момент преподаватель колледжа, окончивший московскую консерваторию. И тогда я для себя решила: либо я буду учиться у него в классе, либо забираю документы и возвращаюсь в школу. В какой-то из дней я занималась после занятий: усердно учила сложный отрывок сонаты. Вдруг открылась дверь, в класс зашел Мстислав Всеволодович и очень сурово сказал: «Играй нормально! Считай до четырех! Раз, два, три, четыре. Поняла?!» Я испуганно ответила: «Ага». Видимо, по моей реакции он понял, что я ничего не поняла. Педагог сел за второй инструмент и сыграл сам.

 Теперь поняла?

 Теперь, да.

До сих пор помню, сколько эмоций и впечатлений у меня было от этих пяти минут занятия! Именно в этот момент я окончательно решила, что должна стать ученицей класса М.В. Антонова. В конце первого курса я честно об этом сказала педагогу, но не смогла ответить на его простой вопрос: «А зачем?» и получила отказ. В класс Мстислава Всеволодовича я попала только на втором курсе.

С этого времени у меня не было выходных, каникул и праздников: специальность через день в 8:15, вне зависимости от даты в календаре, опоздаешь хоть на минуту будешь заниматься одна. Выучивать надо наизусть ко второму уроку, а еще знать всю теорию и историю музыки. Я очень хотела учится у Шефа (так я за глаза начала называть своего педагога с первого дня), поэтому днем я ходила на уроки, а по ночам сидела с книгами, конспектировала все (кстати, сейчас пользуюсь этими записями на уроках).

Мстислав Всеволодович занимался со мной по всем музыкальным предметам: заставлял читать специальную учебную литературу, давал учить произведения на сопротивление, смотреть и слушать выступления музыкантов, заставил вызубрить всю теорию музыки. Сказать что было тяжело ничего не сказать. Было невероятно тяжело, но очень интересно. Лишь потом я поняла, что одновременно со знанием предмета и мастерством исполнителя Мстислав Всеволодович за годы учебы привил мне еще и обязательность, усидчивость, целеустремленность.

В классе у Шефа обучалось не более пяти студентов-пианистов. К нам всегда было больше требований, чем к остальным студентам: он был консерваторский, а значит и учил, как в консерватории. Были не важны оценки комиссий на экзаменах, было важно, что скажет Шеф, и его оценка была важнее и дороже всех. Он оставлял нас заниматься со студентами младших курсов, иногда проверял нашу подготовку по другим профильным предметам.

У меня появился старший товарищ, «музыкальный дедушка» (моя учительница в музыкальной школе тоже была его ученицей). Наше общение с Мстиславом Всеволодовичем продолжилось и после моего выпуска из колледжа: я всегда могла с ним посоветоваться, что-то рассказать, что-то доверить. Мне было очень приятно, когда мое решение или умозаключение совпадало с мнением Шефа для меня это был знак, что я все делаю правильно.

В работе со студентами и школьниками он тоже для меня пример. Общаясь с Шефом мы четко знали, что такое субординация и никогда ее не нарушали, но нам, его студентам, всегда казалось, что он общается с нами на равных. Круг профессионального музыкального сообщества достаточно узкий, поэтому имена тех или иных маститых педагогов-музыкантов на слуху. Когда я сажусь за инструмент в профессиональных кругах, у меня всегда спрашивают, у кого я училась. И когда я называю фамилию Шефа, это вызывает уважение в глазах спрашивающего. Сегодня это назвали бы брендом. Для меня Шеф это учитель, пример, образец. Я всегда буду благодарна ему за то, что когда-то он взял в свой класс «неумеху с замечательной природой» и воспитал музыканта. Спасибо Вам, Мстислав Всеволодович.

Анастасия Кузнецова, куратор медиакласса, Школа №1245:

Невероятно повезет человеку, встретившему на своем пути учителя, который станет для него ориентиром, наставником и примером. Мне повезло, ведь у меня такой педагог был. К сожалению, в марте этого года она скоропостижно ушла из жизни,но память о ней и ее профессиональной деятельности будет греть мне душу всегда. Валентина Александровна Славина была потрясающе легкой женщиной, всегда входила в аудиторию с улыбкой на лице, я никогда не видела её в плохом настроении, возможно, она оставляла его за пределами нашего Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, но, хочется верить, что его не было вообще, что она просто была оптимистом. Валентина Александровна была заведующей кафедрой журналистики и медиакоммуникаций, профессором, главным редактором одной из старейших педагогических газет России «Педагогический университет». Она вселяла веру в каждого студента, видела в нем намного больше, чем, порой, даже он сам. С ней мир журналистики казался проще и ближе, она больше 60-ти лет работала в этой сфере и имела свежий взгляд на многие вещи. Она невероятно мотивировала, помогала и мягко направляла, ведь ее педагогикой была педагогика добра. Мы никогда не слышали от нее грубых слов или порицания, наоборот, это был человек, который всегда находил для каждого нужные слова поддержки и окружал заботой. Благодаря ей я попала в редакцию газеты «Педагогический университет», впоследствии стала членом Союза журналистов Москвы, а сейчас являюсь куратором проекта «Медиакласс в московской школе» и преподаю школьникам дисциплины, связанные с журналистикой и медиа. Все это было бы невозможно без того неоценимого вклада, который внесла в моё профессиональное становление Валентина Александровна Славина.

Олеся Маслова, учитель русского языка и литературы, Школа №1212 Щукино:

2023 год это год наставника и педагога. На мой взгляд, слово «наставник» можно смело заменить на «пример». К счастью, в моей жизни был такой человек, на которого можно и даже нужно равняться. В те времена, когда училась в школе, я сменила два образовательных учреждения, что позволило углубленно изучать как биологию и химию (восьмой-девятый класс), так литературу и русский язык (десятый и одиннадцатый класс). Я встречала много учителей, но лишь один достоин быть в этом рассказе.

Наталья Федоровна это мой бывший классный руководитель и учитель биологии, ботаники. Она хорошо разбиралась в предметах. Настолько, что даже издавала свои книги, по которым мы учились. Казалось бы, этот учитель мог зазнаться, понимая свою ценность. Но это точно не про нее: она была добра и открыта к ученикам и коллегам. Иногда из-за этого ей приходилось нелегко. Помню случай, когда наш класс довел ее до слез. Робкая Наталья Федоровна ушла к себе в кабинет, чтобы мы не увидели ее эмоции. Однако несколько эмпатичных людей остались после уроков и извинились за весь класс. Я была в их числе, и по сей день меня сжирает (да, именно сжирает) совесть. Только сейчас, став учителем, я понимаю, сколько раз ей приходилось лить слезы, ведь она относилась с добром и пониманием к каждому из класса. Я была подростком с непростой судьбой, и часто мне нужно было остаться наедине с мыслями. Наталья Федоровна, зная, что я переживаю утрату родителя, иногда забирала меня с урока и отводила к себе, чтобы дать возможность прийти в себя. Даже сейчас, вспоминая об этом, наворачиваются слезы. Я могу смело сказать о том, что на несколько лет именно она стала моей мамой. Окончив школу, я переехала в Москву. Отучилась на журналиста, но судьба сложилась так, что стала все-таки педагогом. Это неудивительно, когда ты растёшь в семье учителей. Однако именно Наталья Федоровна помогла сформировать тот образ учителя, на которого хочется равняться. Благодаря ей я вывела следующие для себя правила: быть объективной, ответственной, компетентной и внимательной к ученикам. За это время я посетила родину всего один раз. Прилетела с подарком для нее, надеясь на встречу. К сожалению, ее не было в городе. Наша встреча не состоялась, но я надеюсь, искренне надеюсь всем сердцем, что мы обязательно встретимся и, возможно, в моем лице она узнает себя в молодости.

Анастасия Мочалова, учитель  русского языка и литературы, школа №1212 Щукино:

Слова любви и благодарности моему учителю истории и обществознания Алешиной Татьяне Викторовне:

Помню день, когда Вы в первый раз

(Это было лет десять назад)

На урок к нам пришли в 5-й класс.

Помню голос и ваш строгий взгляд…

Но за строгостью, как оказалось

(Лишь со временем я поняла),

Бесконечная нежность скрывалась

И готовность помочь мне всегда.

Вы Учителя стали примером,

Быть такой же хотела тогда.

Всем привычкам и Вашим манерам

Научилась за эти года.

Вы не просто вложили в нас знания

Вы отдали частичку себя.

За терпенье, Ваш труд и старания

Буду вечно признательна я.

В этот день Вам здоровья желаю.

Пусть удача в окно постучится!

Бесконечно ценю Вас, скучаю.

Анастасия Сон, выпускница школы №1212 Щукино:

Учитель, достойный книги. Для меня это мой классный руководитель Александр Сергеевич Митькин. Вел у нашего класса обществознание и историю, экономику, астрономию, даже географию. О каждом его уроке остались только теплые воспоминания. Например, помню, как в 6 классе мы сдавали контрольную работу по Средневековью в форме квеста. Александр Сергеевич расклеил по школе подсказки, фотографии артефактов и записки задач. Это была самая веселая и запоминающаяся контрольная в моей жизни. На уроках Александра Сергеевича мы также учились работать в команде, создавали вместе проекты. Это было замечательное время, атмосфера в классе сразу становилась живой, творческой, соревновательной, но при этом оставалась дружелюбной. Александр Сергеевич в своей строгой и придирчиво-веселой манере нас оценивал, помогал. Знания, которые я получила на этих уроках, помогают мне в университете до сих пор. Александр Сергеевич был чутким и ответственным классным руководителем, когда было нужно, он проводил с нами воспитательные беседы, не давал разгореться конфликтам, поощрял благотворительную и творческую деятельность. Самое главное, чему мы научились на уроках это размышлять, анализировать, тщательно искать и выбирать источники информации, которым будем верить. Я с восхищением вспоминаю, что наш классный руководитель к каждому из подопечных относился с уважением и интересом, учил нас, юных ребят, жизни, делился своим опытом, рассказывал смешные истории. Невероятно ценно и то, что нам передался патриотизм учителя. У Александра Сергеевича учились мой старший брат и две сестры, и они вспоминают его с любовью, также как  и я.

Рекомендации