Фото: Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе» / 1968 год

Олег Ефремов. Преданный театру рыцарь подмостков

  • Ольга Кузьмина
  • 26.09.2022

В этом году 1 октября исполняется 95 лет со дня рождения великолепного актера и режиссера, народного артиста СССР Олега Ефремова. Его не стало более 20 лет назад, но при всем несовершенстве человеческой памяти его не просто не забывают коллеги и зрители: напротив, интерес к его личности только растет.

Конечно, для своего поколения он был культовым актером — кинематограф конца 1960-х невозможно представить без фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» или «Гори, гори, моя звезда». Но казалось бы, а что за дело до него поколению молодому? Ответ прост: у Ефремова можно учиться бесконечно. Чему? Быть естественным. Доходчивым. Проникновенным. Глубоким. Его роли можно пересматривать как живой учебник высочайшего актерского мастерства. Ему невозможно не верить!

Он был влюблен в театр с детства. Поступив с первой попытки в Школу-студию МХАТ, он мечтал, что после учебы выйдет на сцену прославленного театра. Увы, вчерашнего студента Ефремова в театре не ждали. Он начал работать в Центральном детском театре, где быстро стал звездой благодаря естественной, искренней игре. Выход в этот театр оказался для него удачей: вскоре в нем появились Мария Кнебель, а затем Анатолий Эфрос, а это были гениальные учителя, несмотря на то что Ефремов не уставал с ними спорить…

Вскоре театр возродился из тлена и вернул свою славу, а в 1955 году Ефремов дебютировал тут как режиссер. В ту пору он уже был известен и как нетривиальный преподаватель школы-студии. В то время театральный мир был охвачен новациями, но Ефремов оставался верным последователем Станиславского. Вскоре вокруг него собралась группа единомышленников, которые смотрели на театр так же, как и он. Этот костяк стал основой труппы нового театра — «Современника», на сцене которого ставились самые острые постановки, оживали произведения Аксенова, Галича, Солженицына, Булгакова…

Зрители шли туда как на разговор к друзьям: там не было даже занавеса! Так Ефремов стал режиссером «Современника», но продолжал играть и сам. А в 1970-м ему предложили стать худруком МХАТа, который в тот момент находился в глубоком кризисе. Попытки спасти его, разделение труппы на два театра — все эти сложные процессы анализируются до сих пор, в них много нюансов и деталей.

И все это изрядно подорвало здоровье Олега Николаевича: он ушел всего в 73 года, навсегда войдя в историю культуры как великий новатор театра, преданный его слуга, вырастивший плеяду великолепных актеров.

 

Рекомендации