Ольга Книппер появилась на свет 21 сентября 1868 года. Сегодня, 150 лет спустя, ее вспоминают и как актрису глубокого дарования, и как единственную супругу великого писателя Чехова, суперженщину, дожившую до 90 лет, властную, требовательную, капризную звезду, но и особу широкой души.
Ее имя, навсегда золотыми буквами вписанное в историю великого русского театра, причем особенно в непростой период его становления, столько раз подвергалось критике, что сделало ее равнодушной к ней. Кстати, существовала версия, будто браки Чехова и Книппер и Горького и Андреевой (так и не зарегистрированный официально) были делом рук… Константина Станиславского. Логика в этом предположении есть: конечно, Станиславскому было бы чрезвычайно удобно иметь ведущих актрис в качестве жен ведущих драматургов, при таком раскладе они точно не отдавали бы свои пьесы на сторону! Но верится в возможность подобной игры с трудом: слишком независимы были и Горький, и Чехов, чтобы стать винтиками в чужой партии. К тому же Мария Андреева, например, вообще фактически завязала с театром, став по сути литературным секретарем Горького на долгие семь лет. Чехов же восхищался успехами жены на сцене, страдал, если у нее случались неприятности, переживал вместе с ней разные театральные печали. И вот мы и подошли к главному.
В поведении Ольги Леонардовны по отношению к умирающему от чахотки супругу есть немало странного, ее шаги кажутся чрезмерно эгоистичными. Но в том-то и загадка, что Чехов, несмотря ни на что, был преисполнен к жене сентиментальной, иногда, если судить по письмам, какой-то детской, зашкаливающей нежности.
Вот это главное: он понимал про нее все и знал ее минусы, но… Он просто любил ее.
…После внезапной смерти небедного отца юная Ольга Книппер оказалась в положении барышни, которой нужно было полностью самостоятельно зарабатывать на жизнь. Она могла бы выйти замуж за уже известного в ту пору инженера Владимира Шухова, но строптивая девушка не глянулась его матери.
Во время учебы в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества у нее случился роман с Владимиром Немировичем-Данченко — она была хороша собой и талантлива и не могла не нравиться! Но сердце самой Ольги Леонардовны, встречавшее любовь лишь на сцене, долго не открывалось чувствам. Лишь с момента появления Чехова, а познакомились они на репетициях «Чайки», она почувствовала, как в ее душе затеплилось нечто радостное. Да и Чехов, избалованный женщинами, но редко влюблявшийся сам, тоже почувствовал в своей душе трепетное предощущение нежности. Они соединились: умирающий от чахотки драматург и актриса, за билет на спектакль которой иные были готовы отдать состояние.
Ольга Книппер-Чехова больше жизни любила театр и…себя в нем. В последние годы жизни Чехова она подарила ему если и иллюзию, то хорошо сыгранную иллюзию счастья и нужности. 400 писем к ней, любимой женщине, написанных Чеховым, — образец неистового желания любить и быть любимым, эпистолярный шедевр. А вот написан ли он был любовью или законами драматургии — решит каждый для себя сам.
ЦИТАТА
Василий Орлов, актер, театральный редиссер, педагог:
— Говорить о Книппер-Чеховой как о художнике и человеке, не соединяя одно с другим, невозможно, ибо жизнь Ольги Леонардовны неотделима от ее искусства, ибо вне театра она жила для людей точно так же, как и на сцене. В самом облике Ольги Леонардовны была какая-то целомудренная строгость. В день спектакля она бывала как бы отрешенной от всего, не касающегося театра, а играла она так, как будто служила литургию. Глядя в такие минуты на Ольгу Леонардовну, мы невольно вспоминали выражение: «Театр — это храм».