В современном мире у каждого человека есть возможность в любой момент сделать фотографию или снять видеоролик, воспользовавшись камерой смартфона. Этот процесс стал настолько обыденным, что нынешнему поколению уже тяжело осознать цену кадров, сделанных фронтовыми кинооператорами в годы Великой Отечественной войны.
Однако ученики 11-го медиакласса школы № 1799 не понаслышке знают о тонкостях этой тяжелой профессии! 2 октября в школе состоялось торжественное открытие фотовыставки «Два мгновения — один взгляд. Москва в кинокадрах фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Москва современная». Организаторами выставки выступили ООО «Кинохроника», Союз кинематографистов России, Российский государственный архив кинофотодокументов, Московский клуб документального кино имени Джемы Фирсовой и Владислава Микоши. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Участие в фотовыставке с такой темой стало для ребят неслучайным. В школе с 2004 года существует Музей памяти фронтовых кинооператоров.
— Наш музей — сердце нашей школы, — говорит руководитель музея и куратор медиакласса Вера Ключникова. — Традиции передаются: когдато в школе были первые в России телевизионные классы.
Теперь школа уже второй год является участником проекта «Медиакласс в московской школе». В начале своего пути в фотосъемке школьники искренне загорелись идеей, с одной стороны, сохранить дух фронтовых кадров, а с другой — рассказать о жизни современной, мирной и прекрасной столицы.
В честь открытия выставки ребята медиакласса прочли стихотворения, исполнили песни о Москве и о рискованной работе кинохроникеров в годы войны. Режиссер проекта Емилия Космочевская подчеркивает: — Фронтовой кинооператор — это особый культурный феномен, который обладал качествами хроникера, летописца, гражданина, художника и воина.
В основе выставки лежат стоп-кадры из киножурналов военных лет, а также из легендарного документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Быт столицы и ее жизнь находят отражение в объективе камеры кинохроникеров. Рядом с историческими кадрами расположены уже современные снимки. На большинстве из них внешний облик улиц почти не изменился, однако есть и такие фото, на которых сходство едва заметно.
— Москва очень сильно изменилась, — делится одна из организаторов выставки Анастасия Лобашева, — и в некоторые моменты поиск определенных локаций превращался фактически в игровой квест.
Какие-то точки вообще ни о чем не говорили, и нам помогали студенты, мы пользовались виртуальными картами, что-то нам подсказывали москвоведы.
Школьники тоже столкнулись с некоторыми трудностями во время воссоздания старинных фотоснимков. Однако им удалось успешно их преодолеть, и теперь они уже со смехом вспоминают многие забавные моменты.
СПРАВКА
В Москве с начала войны работали репортеры Центральной студии кинохроники, а после ее эвакуации — операторы двух киногрупп Западного фронта.
На их глазах изменялся внешний облик Москвы: все меньше становилось на улицах прохожих и машин, ночами шли на передовую войска, грохотали танки, а рано утром по городскому асфальту медленно брели на восток стада коров и овец. В первые дни войны проводы уходящих на фронт снимались преимущественно общим планом. Кинооператоров интересовал прежде всего сам факт.
ИСТОРИЯ
Фронтовой кинооператор — это особый пласт кинохроникеров. Первая российская фронтовая хроника появилась в годы Первой мировой войны. В марте 1914 года при благотворительном Скобелевском комитете был образован военнокинематографический отдел, занимавшийся «изготовлением кинематографических лент военно-образовательного и воспитательного содержания, предназначенных специально для солдатских кинематографов, и картин батальных для кинематографического рынка».