В новой рубрике нашей газеты «Коррекция зрения» мы будем говорить о тех явлениях, которые заставляют задуматься о будущем страны и человечества, проблемах поколений.
Великий поэт Федор Тютчев прожил, находясь на дипломатической службе, за границей двадцать два года. Свои антизападные статьи он писал на французском языке. На этом же языке Тютчев, как сам признавался, думал. Но восхищавшие современников стихи, ставшие национальным достоянием России, Тютчев сочинял на русском.
Его хрестоматийные строчки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» обычно трактуются как возвышающие непознаваемую сущность России до религиозного символа веры, призывающие принять все как есть.
Но существует и другое понимание. Заниматься политикой в России, говорил Тютчев, все равно что высекать искру из куска мыла. То, что невозможно понять умом и измерить общим аршином, не может быть истиной по причине своей недоказуемости. Вера не нуждается в доказательствах. Вера может оказаться движителем в сторону счастья и справедливости, а может быть и противоходом на пути.
Историческая судьба России — перманентное несовпадение духовного содержания общественных идеалов с формой и методами государства, колеблющиеся весы, на одной чаше которых — гражданская вера в «равенство, братство», на другой — «свинцовые мерзости жизни», бескрайний горизонт ошибок и глупостей.
Декабристы, сплошь молодые люди, вышли на Сенатскую площадь, желая воплотить свою веру в новую форму власти. Закончилось все многолетней «подморозкой» страны, запоздалыми и половинчатыми реформами.
Октябрьская революция сверху творилась большевиками-интернационалистами, но снизу — энергией молодых, поверивших в справедливость нового строя. Они учились и восстанавливали страну, победили в войне, поднялись в космос. Но в 1980-е вера в социализм иссякла, ум отключился, аршин сломался.
Вера опасна своей персонификацией. Нет идеи, в которую можно верить бесконечно. Единица измерения отмеренной нам бесконечности — поверивший не в идею, но в то, что он сам может сделать себя лучше, человек. Подтверждение этому — Тютчев-дипломат, Пушкин-историограф, Лермонтов-офицер. Им было мало творчества, они искали и находили себя в иных общеполезных делах.
Но чтобы поверить в себя, человек должен знать историю и культуру своей страны, понимать характер народа, видеть в нем не «дрова» для очередной революции, но строительный материал для здания, где будут жить и следующие поколения. Этого можно добиться, повышая уровень культуры, приобретая знания, используя их в жизни. Только тогда «особенная стать» ляжет под «общий аршин».
Сила веры всегда обратно пропорциональна силе разочарования. Россию не надо ни исступленно любить, ни революционно ненавидеть. И первое, и второе — от внутренней пустоты и недостатка культуры. Верить в Россию по Тютчеву означает верить в себя. Ну а с чего начать, каждый решает сам.