1952 г. Рабочие Мытищинского завода им. народного художника Е.Ф. Белашовой во время работ по отливке из бронзы памятника Юрию Долгорукому, спроектированного скульптором Сергеем Михайловичем Орловым и архитектором Виктором Семеновичем Андреевым. Евзерихин Эммануил/ТАСС

«Отец» Долгорукого и фарфоровых «сказок». Вспоминаем скульптора Сергея Орлова

  • Ольга Никитская
  • 12.09.2021

С егодня мы представляем новую рубрику «Культурный код», в которой будем рассказывать о знаменитых деятелях искусства и интересных кинопремьерах. Сегодня вспомним скульптора Сергея Орлова, который родился 14 сентября 1911 года.

Увы, мы плохо знаем скульпторов, и большинству школьников, впрочем, как и большинству их родителей, имя Сергея Михайловича Орлова не скажет ничего. При этом все прекрасно знакомы как минимум с одной его скульптурой — ведь он автор памятника Юрию Долгорукому, что украшает площадь напротив столичной мэрии. Возможно, сейчас многие удивились — разве этому памятнику не сотни лет? Нет, он был поставлен в столице в середине 1950-х, но настолько соответствует традициям классического монументального искусства, что мысли о его вековой истории вполне уместны.

…В сентябре этого года со дня рождения Сергея Орлова, очень разностороннего художника, минуло 110 лет. Родился он в Петербурге, но детство и отрочество провел в Вологде, куда его семья переехала, спасаясь от голода. После семилетки будущий скульптор отправился в железнодорожный техникум, где на его рисунки обратил внимание преподаватель рисования. Орлов начал заниматься в школе Юлии Лузан, а в 1929 году переехал в Москву, чтобы продолжать учиться. Не поступив, решил остаться в столице и ему улыбнулась удача: юношу оценили сотрудники Музея керамики, и он получил там работу. Посещая Дмитровский фарфоровый завод, Орлов влюбился в керамику, принялся изучать тонкости ее производства. Занимаясь керамическими фигурками, художник всегда закладывал в основу произведения сюжет и глубинный смысл, отчего его произведения казались живыми. Он сам называл свои работы «фантастическими шутками», и правда: глядя на забавных героев серии «Цирк», например, просто нельзя не улыбнуться. Его «Конек-горбунок», герои былин и другие персонажи, по большей части сказочные, обрели массу поклонников. К тому же каждое произведение Орлова было уникальным: он не пользовался формовкой, а лепил свои произведения руками, как скульптор. В 1944 году произошел забавный эпизод: американский дипломат А. Гарриман был в таком восторге от орловской «Сказки», что Вячеслав Молотов распорядился подарить ее гостю, «забыв» согласовать это с автором хотя бы для приличия… После войны для малой пластики наступили тяжелые времена. Трендом стали «кабинетные» скульптуры. Орлов, к этому времени уже лауреат Госпремии СССР, работал над композициями для павильонов ВДНХ, университета и метро.

Конкурс на памятник Юрию Долгорукому проект Орлова выиграл легко. Летом 1953 года скульптура была торжественно открыта и мгновенно полюбилась и москвичам, и гостям столицы. В 1958 году мастер получил серебряную медаль Всемирной выставки в Брюсселе, а спустя десять лет — звание народного художника РСФСР. Его не стало в ноябре 1973 года. Монумент Долгорукому и другие работы скульптора — это памятник и ему, и его таланту.

Рекомендации