Site icon Пресса в образовании

«Отец» Долгорукого и фарфоровых «сказок». Вспоминаем скульптора Сергея Орлова

«Отец» Долгорукого и фарфоровых «сказок». Вспоминаем скульптора Сергея Орлова

1952 г. Рабочие Мытищинского завода им. народного художника Е.Ф. Белашовой во время работ по отливке из бронзы памятника Юрию Долгорукому, спроектированного скульптором Сергеем Михайловичем Орловым и архитектором Виктором Семеновичем Андреевым. Евзерихин Эммануил/ТАСС

С егодня мы представляем новую рубрику «Культурный код», в которой будем рассказывать о знаменитых деятелях искусства и интересных кинопремьерах. Сегодня вспомним скульптора Сергея Орлова, который родился 14 сентября 1911 года.

Увы, мы плохо знаем скульпторов, и большинству школьников, впрочем, как и большинству их родителей, имя Сергея Михайловича Орлова не скажет ничего. При этом все прекрасно знакомы как минимум с одной его скульптурой — ведь он автор памятника Юрию Долгорукому, что украшает площадь напротив столичной мэрии. Возможно, сейчас многие удивились — разве этому памятнику не сотни лет? Нет, он был поставлен в столице в середине 1950-х, но настолько соответствует традициям классического монументального искусства, что мысли о его вековой истории вполне уместны.

…В сентябре этого года со дня рождения Сергея Орлова, очень разностороннего художника, минуло 110 лет. Родился он в Петербурге, но детство и отрочество провел в Вологде, куда его семья переехала, спасаясь от голода. После семилетки будущий скульптор отправился в железнодорожный техникум, где на его рисунки обратил внимание преподаватель рисования. Орлов начал заниматься в школе Юлии Лузан, а в 1929 году переехал в Москву, чтобы продолжать учиться. Не поступив, решил остаться в столице и ему улыбнулась удача: юношу оценили сотрудники Музея керамики, и он получил там работу. Посещая Дмитровский фарфоровый завод, Орлов влюбился в керамику, принялся изучать тонкости ее производства. Занимаясь керамическими фигурками, художник всегда закладывал в основу произведения сюжет и глубинный смысл, отчего его произведения казались живыми. Он сам называл свои работы «фантастическими шутками», и правда: глядя на забавных героев серии «Цирк», например, просто нельзя не улыбнуться. Его «Конек-горбунок», герои былин и другие персонажи, по большей части сказочные, обрели массу поклонников. К тому же каждое произведение Орлова было уникальным: он не пользовался формовкой, а лепил свои произведения руками, как скульптор. В 1944 году произошел забавный эпизод: американский дипломат А. Гарриман был в таком восторге от орловской «Сказки», что Вячеслав Молотов распорядился подарить ее гостю, «забыв» согласовать это с автором хотя бы для приличия… После войны для малой пластики наступили тяжелые времена. Трендом стали «кабинетные» скульптуры. Орлов, к этому времени уже лауреат Госпремии СССР, работал над композициями для павильонов ВДНХ, университета и метро.

Конкурс на памятник Юрию Долгорукому проект Орлова выиграл легко. Летом 1953 года скульптура была торжественно открыта и мгновенно полюбилась и москвичам, и гостям столицы. В 1958 году мастер получил серебряную медаль Всемирной выставки в Брюсселе, а спустя десять лет — звание народного художника РСФСР. Его не стало в ноябре 1973 года. Монумент Долгорукому и другие работы скульптора — это памятник и ему, и его таланту.