Фото: Public domain

Отец режиссуры. Почему система гения покорила мир

  • Ольга Никитская
  • 23.01.2023

Особой датой любители театра считают 17 января: в этот день родился русский гений, Константин Сергеевич Станиславский. В этом году исполнилось 160 лет со дня его рождения, но не забывают о дате никогда: имя легендарного театрального деятеля свято чтят не только в России, но и во всем мире.

Биография Станиславского общедоступна, да и главные ее вехи известны. В театр Костя Алексеев (настоящая фамилия Станиславского) влюбился еще в детстве, сам был великолепным актером, хотя после одного неудачного выступления играть перестал.

В начале ХХ века театр оказался в кризисе. В результате общения, споров и многочасовых посиделок Станиславского с Владимиром Немировичем-Данченко родился на свет новый по принципам и духу Художественный театр. Сама же легендарная система Станиславского была рождена им как итог наблюдений за великими актрисами Малого театра. Поняв, как они работают над ролью, он обобщил их опыт и учил актеров не играть, а именно проживать свои роли, ища внутри себя те эмоции и переживания, которые помогали бы доносить до зрителя глубинные смыслы драматургии. Знаменитое «Не верю!» Станиславского — это об этом! Благодаря тому, что актеры изучают систему Станиславского, мы плачем и смеемся с их героями, сопереживаем им, а порой даже ассоциируем артистов с образами, которые они примеряют. Все это — благодаря воплощению новаторских идей русского гения, созданной им школе театрального искусства, принятой всем миром.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Житинкин, режиссер-постановщик Государственного академического малого театра России:

— Когда у меня спрашивают, как доходчиво объяснить, в чем заслуга Станиславского и почему его имя известно во всем мире, я отвечаю: Константин Сергеевич «всего лишь» изобрел профессию режиссера.

По Станиславскому, режиссер подобен творцу, создающему свой и только свой мир. Поэтому одна и та же пьеса, поставленная разными режиссерами, получится в прочтении каждого разной. Кстати, как член Гильдии режиссеров замечу, что у нас в России недавно возникло и такое понятие, как «интеллектуальная собственность режиссера». Система же Станиславского не нужна гениям, но она позволяет любому актеру достигать качественного среднего уровня, после чего он может расти дальше. Эта система нашла отклик во всем мире. Такие звезды, как Де Ниро, Аль Пачино, Джек Николсон, вышли, благодаря обожавшему Станиславского Ли Страсбергу, из нее.

 

Рекомендации