Великое сражение, ставшее первым шагом к освобождению от ига. 21 сентября страна отмечает знаменательную дату — День воинской славы, приуроченный к годовщине Куликовской битвы. Вокруг этого сражения, состоявшегося в 1380 году, до сих пор бытует немало мифов. Правда ли, что московский князь Дмитрий Донской привел на топкие берега речки Непрядвы 100-тысячное войско? Участвовало ли в сражении ополчение русских городов? Сколько лет после битвы Русь платила Орде дань? Об этом вы узнаете сегодня.
Разобраться, что же на самом деле произошло на Куликовом поле в сентябре 1380 года, корреспонденту «Прессы в образовании» помог военный историк Клим Жуков.
Миф 1.
Куликовская битва — это выдумка летописцев.
А если она и была, то вовсе не под Тулой.
На самом деле. Куликовская битва была. Это очень редкий случай, когда мы точно знаем о месте сражение: а именно в устье Дона и Непрядвы.
Так о точных местах битв на Калке (такой реки вообще нет на современных картах) или Воже не известно ничего. Окончательную точку в поисках места, где состоялась битва, поставил археолог Олег Двуреченский.
С помощью географов-«палеопочвенников» ему удалось реконструировать ландшафт, который в тех местах был в XIV веке. Они выяснили, что берега Непрядвы и Дона были покрыты лесами и изрыты глубокими балками. В таких условиях не смогла бы действовать не только конница, но даже пехота.
И в местах, которые указывает летопись, палеопочвенники нашли всего одно место, бывшее в XIV веке относительно ровным. Это поле около трех километров в длину и 800 метров в ширину. Посреди поля был когда-то зеленый «язык» леса. Вероятно, это и была та самая «зеленая дубрава», в которой скрывался засадный полк воеводы Дмитрия Боброка-Волынского. Выбор места показывает, что Донской и его советники были отличными военными топографами. Русские войска заняли позицию, мимо которой враг пройти бы не смог, оставив за спиной единственные броды на много километров. Практически это были наши русские Фермопилы. Выбор места делал невозможным использование традиционной монгольской тактики. Но у Мамая не было вариантов — ему пришлось атаковать. На предполагаемом месте боя историки обнаружили более сотни предметов. Такого количество оружия в Диком поле, где тогда никто не жил, кроме как после сражения, остаться не могло. А находки говорят о том, что сражение было страшным: обнаружены масса стрел, несколько копий, обломки топоров, дротик-сулица, панцирные пластины, обрывки кольчуг, остатки двух шлемов. Причем вещи найдены группами — это очень характерно для мобильного конного сражения.
Миф 2.
Поход Мамая был обычным набегом.
На самом деле. К моменту правления хана Джанибека (середина XIV века) русские князья платили максимальный «выход» (налог) за всю историю. Однако Золотая Орда (официально это государство носило название Улус Джучи) к концу XIV века представляла собой уже не ту могучую силу. В 1359 году был убит хан Бельдибек, и в Орде начинается «великая замятня». За 20 лет до Куликовской битвы там сменилось около 25 ханов.
И, как пишут летописи, «Мамай с руки их ставил». На тот момент для Орды единственным источником средств для ведения войны стала Русь.
С одной стороны, это было хорошо для русских княжеств — Орда перестала быть монолитной силой. А с другой — там начался хаос, и вернулись «половецкие времена», когда каждый более или менее удачливый князек мог устроить набег. И этого терпеть никто не хотел. Причем все понимали, что платить гораздо выгоднее, чем воевать. Но сверх определенной суммы плата переставала быть разумной. И в 1375 году в Переяславле был оформлен союз князей Северо-Восточной Руси. Опершись на этот союз, Дмитрий Донской на переговорах заявил Мамаю о необходимости снижения «выхода». А Мамай, напротив, запросил налог «времен Дженибековых». С одной стороны, у Мамая был разваливающийся Улус Джучи, с другой — напирающий присланный из Самарканда «железным хромцом» Тимуром (Тамерланом) потомок Чингисхана Тохтамыш. И на войну на два фронта Мамай мог взять деньги только на Руси.
Мамай был опытном полководцем и один воевать не полез. И первым заключил договор с литовским князем Ягайло. Тот выступил на войну, а также договорился с Олегом Рязанским о союзе. Русские княжества, по сути, оказались в кольце врагов. Это был чудовищно опасный момент: Руси грозило разорение, сопоставимое со временами хана Батыя. И после этого Москва бы никогда не смогла стать точкой политического фокуса Руси.
Миф 3.
Мамай хотел истребить и поработить все русские княжества.
На самом деле. Нет, Мамай не является «Гитлером в тюбетейке». Он, например, поспособствовал освобождению митрополита Киприана из литовского плена. И состоял в переписке с Дмитрием Донским и митрополитом Алексеем, и они нормально договаривались о сотрудничестве.
Хотя был, конечно, человеком своего времени — безжалостным и даже жестоким. Иначе ему бы не удалось столько лет оставаться у власти.
Миф 4.
Русь после Куликовской битвы перестала платить дань Золотой Орде.
На самом деле. После битвы звезда Мамая закатилась, и Улусом Джучи стал править хан Тохтамыш. И так или иначе Русь продолжала откупаться от осколков Орды вплоть до конца XV века. Потому что платить было проще, чем все время ждать набега. И дешевле. Более того, когда Дмитрий Донской спустя пару лет после Куликовской битвы решился перечить воле Тохтамыша, ордынское войско сожгло Москву, несмотря на каменные стены и стоявшие на вооружении пушки. Однако стоит отметить, что Куликовская битва стала переломным моментом, условным стартом объединения разрозненных княжеств в единое Русское государство вокруг Москвы.
Миф 5.
Русские воины были вооружены хуже ордынцев.
На самом деле. Да, у монголов было явное преимущество в конных лучниках. Но, например, никакой генуэзской наемной пехоты с арбалетами у Мамая не было.
Ему ее просто негде было взять в необходимых объемах.
Противопоставить ордынцам мы могли таранный удар тяжелой конницы. В то время русский дружинник мало отличался от европейского рыцаря. Дружинники были в длиннорукавных кольчугах, поверх которых одевались пластинчатые или чешуйчатые доспехи, в кольчужных чулках. Мощные копья были неотличимы от европейских.
Татары в среднем были вооружены слабее. Основное вооружение монгольского воина на тот период — кольчуга. Причем речь идет о самых богатых воинах — десятниках или, скажем условно, «гвардейских» частях. Некоторое количество могло иметь и пластинчатый доспех.
Если говорить о ходе самой битвы, вероятно, нашим воинам пришлось выдержать массированный обстрел, периодически выдвигаясь вперед для контрударов. И вовремя отводить полки назад, чтобы не попасть в традиционную монгольскую ловушку с ложным отступлением. Правда, я сомневаюсь в реальности истории с ударом засадного полка. Потому что в сентябрьском лесу спрятать несколько сотен кавалеристов в доспехах невозможно. К тому же тяжелая кавалерия, не выстроенная перед боем и атакующая лавой, теряет половину своей мощи.
Слабо верится, что тысяча латников, обвешавшись дубовыми ветками, как спецназ,должны были выйти из леса, построиться и потом нанести удар…
Кстати, пехоты и в одном и в другом войске, скорее всего, не было вовсе. Точнее, небольшие группы, вероятно, были — охраняли и обслуживали обоз. Помните картину «Утро на Куликом поле»? Так вот, если бы туда на самом деле вышли такие мужики в армяках — будь их хоть 50 тысяч, — были бы сметены за несколько минут.
Миф 6.
На Куликовом поле сошлись рати в несколько сот тысяч человек.
На самом деле. По некоторым источникам, монгольское войско составляло до 500 тысяч человек. Русское — десятки тысяч. Но это не так. Историки считают, что на поле могли поместиться 10–12 тысяч человек. Просто исходя из его размеров. К тому же сохранился договор о «выходе», то есть налоге, который должно было платить Владимирское княжество. До договора, заключенного Дмитрием Донским с Мамаем, платили рубль с сохи, то есть 500 четей (одна четь — около 0,54 гектара). После стали платить рубль с двух сох.
Владимирское княжество выплатило тогда 5 тысяч рублей.
То есть получается 2,5 тысячи сох, или около 1 миллиона 250 тысяч четвертей. Если принять более позднюю систему набора войска (по одному человеку со 100 четей), получается 12 500 всадников. Но такое войско стали набирать только при Иване Грозном.
В XIV веке система комплектования была менее упорядоченной. Само Московское княжество платило 960 руб лей. Получает 2400 всадников. Если посчитать всю коалицию, то прокормить она реально могла около 30 тысяч всадников.
Но это верхняя планка. Посудите сами: из коалиции выпали Рязань и Новгород, чьи земли были разорены походом 1377 года. А с запада подкрадывался Ягайло. И часть войск западных княжеств, вероятно, осталась, чтобы противостоять ему. Так что на Куликово поле пришло не более 10 тысяч русских воинов. Но до этого момента Русь никогда не собирала армию, сравнимую с войском Дмитрия Донского по мощи. Это был грандиозный поход! А еще вспомните, что каждый из дружинников сидел на лошади и в поводу у него была как минимум еще одна.
Если взять поздние росписи XVI века, то по ним на пять всадников полагалась одна телега. Получается обоз в 2000 телег и еще минимум 2 тысячи лошадей. В среднем армия на марше проходит 25 километров. И когда авангард разбивает бивак, арьергард только сворачивает лагерь.
Сколько было татар, мы не знаем — данных не сохранилось.
Но цифра была очень внушительная — иначе Мамай себя бы так не повел. Кстати, хронисты пишут, что было потеряно восемь девятых войска.
Даже учитывая их любовь преувеличивать, разгром ордынцев был полным.
В тему
Помимо русских летописных источников («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Пространная летописная повесть» и другие), о Куликовской битве упоминают восточные хроники. А также два прусских монаха в своих записях — Иоганн Пошильге и Дитмар Любекский.
Кстати
Именно победа в Куликовской битве, по оценкам большинства историков, задала тот вектор движения Московскому княжеству, который позволил ему позднее стать царством, а впоследствии и центром могучей империи.