Site icon Пресса в образовании

Арктика — это нефть, газ и Северный морской путь

Арктика — это нефть, газ и Северный морской путь

Участница экспедиции у атомного ледокола «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане / ТАСС

В отличие от Антарктиды, Арктика — не континент. Это территория, которая окружает Северный полюс, превышает площадь США более чем в два раза. При этом Арктика славится своим суровым климатом, дрейфующими льдами, туманами и температурой, которая редко достигает плюсовых отметок. Несмотря на такие условия, в регионе постоянно проживают около 400 тысяч человек. Почему же людей столь упорно тянет сюда? «Пресса в образовании» попыталась разобраться в этом вопросе.

В Северном Ледовитом океане стартовала очередная полярная экспедиция «Северный полюс-42». Это сочетание ледового лагеря и специально сконструированного для дрейфа судна.

Похоже, эпоха классических арктических станций ушла в прошлое. На смену пришла Ледостойкая платформа (ЛСП) «Северный полюс», предоставившая исследователям Арктики значительно больший спектр возможностей. Расчетный срок службы ЛСП «Северный полюс» — 30–40 лет. А что России нужно от Арктики? Прежде всего — ее природные ресурсы. Нефтяных запасов на шельфе России — т.е. мелководной части подводной окраины материка и островов — хватит на 32 года добычи. Об этом заявил глава Минэнерго Сергей Цивилев.

— У нас большие запасы в Арктике. Только разведанных запасов — порядка 17 миллиардов тонн нефти. В нынешних объемах добычи это 32 года работы, — сказал министр. Он также уточнил, что и разведанных запасов газа на шельфе хватит более чем на 130 лет добычи.

— «Зеленая» энергетика, как и «зеленая» экономика, оказались пшиком, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Ни ветряки, ни солнечные батареи, ни электростанции, работающие на энергии приливов и отливов, не могут дать электричество и теплоэнергию в необходимых объемах. Они не могут даже жилой сектор обеспечить — чтобы люди в той же Европе имели свет и тепло. Поэтому пока мы должны перерабатывать углеводороды — нефть и газ. У кого этих ресурсов больше, тот и выигрывает. Поэтому Арктика важна нам как источник полезных ископаемых.

Второй, как пояснил эксперт, резон «идти в Арктику» — это необходимость обустройства Северного морского пути. По его словам, из-за глобального потепления арктические льды тают.

— Проход вдоль арктического побережья России — Северный морской путь — становится свободнее, а значит, и дешевле. А этот путь — один из коридоров для перемещения китайских товаров в Европу, — пояснил Виктор Кудрявцев. — У России сейчас шесть атомных ледоколов и один атомный контейнеровоз. Это самый большой ледокольный флот в мире. Поэтому мы можем хорошо зарабатывать на китайском транзите.

Генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что развитие Северного морского пути может стать «точкой роста» российской экономики в целом.

От Северного морского пути зависит жизнь 29 регионов Российской Федерации. В 2022 году был утвержден план развития пути до 2035 года.

— Да, этот путь, конечно, длиннее, чем через Суэцкий канал, зато намного безопаснее, поскольку полностью контролируется одной страной — Россией, — пояснил Виктор Кудрявцев. — Так что за Арктикой — будущее.

Ледостойкая платформа «Северный полюс»

Длина наибольшая: 83,1 метра

Ширина наибольшая: 22,5 метра

Осадка: 8,6 метра

Водоизмещение: 10 373 тонны

Мощность энергетической установки: 4200 кВт

Скорость:10 узлов

Назначение:

Количество научных лабораторий: 17

Экипаж: 14 человек

Научный персонал: 34 человека.