Фото: pixabay.com

Бумажный праздник

  • Армен Мурадян
  • 19.04.2021

День российской полиграфии, который отмечается ежегодно 19 апреля, — праздник достаточно молодой, он появился всего семь лет назад. Причем инициаторами праздника выступили сами полиграфисты, которые добивались права на свой профессиональный день много лет. Почему именно на эту дату выпал праздник, чем занимаются специалисты по полиграфии и какие дальнейшие перспективы у этой профессии, мы рассказываем на этой странице.

Все имеет свою историю, но вот возникновение печати нельзя отнести к какой-то конкретной дате. Это был очень долгий процесс, который длился тысячелетия — от возникновения письменности до создания Иоганном Гутенбергом первого ручного печатного станка в XV веке. И все последующие века технологический прогресс в полиграфии шел только по нарастающей.

К примеру, в Москве печатная мастерская появилась в XVI веке, но коренной перелом в книгопечатании произошел только при Петре I, когда началось массовое издание книг, учебников, появились первые журналы. А после отмены государственной монополии на печатное дело в 1771 году начали открываться типографии по всей стране. В начале XX века в России уже насчитывалось почти 2000 самых разных типографий.

Прошлый век вообще можно считать расцветом отечественного книгопечатания и периодических изданий — свои собственные типографии были даже в маленьких провинциальных городах и при воинских частях. Появились специализированные учебные заведения, которые до сих пор готовят специалистов по полиграфии и книгоизданию, и эта профессия популярна до сих пор.

Сегодня полиграфисты обеспечивают нас не только книжками, газетами и журналами. Они занимаются разработкой упаковки товаров, производством листовок, афиш и прочей рекламной продукции. Мастера печатного дела изготавливают календари и сувениры, радуют нас красочными фотографиями и изображениями, выполненными практически на любой основе. А новые методы печати и расширение возможностей полиграфического оборудования позволяют отрасли проникать практически во все сферы нашей жизни: от блокнота и обоев на стене до рекламных билбордов.

ПЕРВЫЙ «АПОСТОЛ»

В 1553 году царь Иван Грозный приказал построить Печатный двор — неподалеку от Кремля, на Никольской улице. В качестве мастера-первопечатника был выбран дьякон кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров, который был достаточно образованный для своего времени человек: знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Для печати первого издания взяли часть Нового Завета — «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники, среди которых был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Печатали первую книгу почти год.

Для печати использовали проклеенную французскую бумагу — тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

И наконец, в 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным — около двух тысяч экземпляров.

В наши дни в различных музеях и библиотеках хранится около 60 экземпляров этого издания.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Пряхин, полиграфист, сотрудник столичной типографии:

— Сейчас в нашей стране, в том числе и в Москве, есть типографии, которые соответствуют всем стандартам мирового уровня. Их немного, потому что там оборудование стоит очень дорогое. Но выпускать самую современную полиграфическую продукцию мы можем и от мировых тенденций не отстаем. Другое дело, что цифровизация очень сильно повлияла на полиграфическое производство — существенно уменьшились тиражи книг, газет и журналов. В связи с этим сейчас спросом пользуется оборудование, которое рассчитано на изготовление печатной продукции в небольшом количестве. Это гораздо удобнее и экономичнее. Одно дело — подготовить к работе, зарядить и запустить огромный печатный станок, который за пару часов может напечатать десятки тысяч экземпляров, к примеру, газеты или журнала, в то время как тебе нужно всего 5 или 10 тысяч.

Совершенно другое, с точки зрения производственной экономии, сделать небольшой требуемый тираж на специализированной машине, которая и «заводится» быстрее, и расходует материала гораздо меньше.

Что касается перспектив полиграфии, то, на мой взгляд, она и дальше будет совершенствоваться в направлении изготовления сувенирной продукции, серьезных подарочных фолиантов, сложной упаковки и так далее. И конечно, какая бы судьба ни ждала в дальнейшем бумажную книгу, но яркие и красивые детские книги с отличной полиграфией нужны будут всегда.

КСТАТИ

С инициативой учреждения профессионального праздника выступили в 2013 году полиграфисты, которых поддержали Министерство культуры РФ и Агентство по печати и массовым коммуникациям. Праздник отмечают не только люди, стоящие у печатного оборудования. В полиграфии работают дизайнеры, редакторы, менеджеры и инженеры. К этой сфере относятся упаковочная, сувенирная и рекламная продукция, услуги фотопечати.

Рекомендации