Внедрение искусственного интеллекта и нейросетей в образовательный процесс вызывает много вопросов. Одни резко против, другие, наоборот, за. Истина, как всегда, где-то посередине.
Мы побеседовали с директором научно-образовательного центра «Цифровые технологии в образовании» Сергеем Лукашкиным о страхах, контроле за технологиями, роли ИИ и нейросетей в образовательном процессе.
— Насколько обоснованны подобные опасения?
— Люди не доверяют новым технологиям, потому что бессознательно чувствуют опасность. ИИ не может сегодня принимать безошибочные решения, но и люди не могут работать без ошибок. Проблема в том, что ИИ не может корректно решать нестандартные задачи, разбирать неизвестные ему ситуации.
Но никто не отдает право ИИ принимать окончательные решения. Например, есть умные системы видеонаблюдения, которые могут распознать потенциально опасную ситуацию на производстве.
Но они сами решения не принимают — они дают информацию, а выбор делает человек. Что касается утечки данных, то это общая проблема всех ИТ-технологий, и ИИ является еще одним возможным вариантом утечки, но сегодня не основным. Причем он может быть не только каналом утечки, но и инструментом. Если посмотреть на мировые экспертные оценки, то очень многие ожидают появления вредоносных ИИ-инструментов. Именно ожидают, а не боятся, потому что тот, кто предупрежден, заранее готовит защиту против нового оружия. Но сам по себе ИИ не нападает, его используют люди.
Резюмируя, подчеркну, что доверять искусственному интеллекту пока рано, но излишние опасения напрасны.
— А как же кошмарный сон обывателей: вытеснение людей из различных сфер профессиональной деятельности? Стоит ли ожидать, что «машины заменят человека», как это описывают в антиутопиях?
— ИИ (и даже автоматизированные решения без ИИ) способны отлично выполнять многие рутинные операции, и на этом поле роботизация активно заменяет человека. Есть два важных фактора: стоимость умной автоматизации с помощью ИИ и полнота замещения всех трудовых функций сотрудника. Мы видим, что искусственный интеллект активно растет в странах, которые характеризуются высокой стоимостью оплаты труда и развитой экономикой. В таких странах инвестиции в проекты с ИИ окупаются. А вот в странах с менее развитой экономикой это не так. Здесь кроется большая опасность: темпы развития увеличиваются, и отстающие будут отставать еще сильнее.
Опасения снова направлены не в тут сторону. Поскольку ИИ не думает и не обладает творческим мышлением, совсем вытеснить человека он не сможет. Но он очень хорошо может дополнить человека. Поэтому основное направление будущего развития — это совместная работа роботов, ИИ и человека. Да, действительно, людей потребуется меньше, и от них будут требовать новых знаний и навыков. Но на самом деле уже начинают появляться новые отрасли, где человек и ИИ будут работать вместе. Например, создание цифровых двойников, разработка аватаров, создание умных пользовательских интерфейсов и т.д.
И с этой точки зрения многие вузы поступают разумно, когда разрешают использовать генеративные модели, но строго регламентируют этот процесс и прописывают санкции за нарушение правил.
— Что насчет прогнозов ряда психологов и экспертов образования относительно снижения когнитивных способностей вследствие повсеместного внедрения ИИ?
— Не только каждый человек может адаптироваться, но и поколения тоже адаптируются. По сути человек часть задач скидывает на информационные системы. Задолго до ИИ простой электронный календарь и мессенджеры уже сотворили революцию в поведении человечества. Но это произошло за столь короткий по меркам человечества период, что мы до сих пор не осмыслили этого. А процесс изменения все еще происходит, и мы живем прямо внутри тектонических сдвигов — мы живем в Истории с большой буквы.
Когнитивные способности не снижаются, а ребалансируются. Например, некоторым кажется, что раз дети меньше играют вместе на улице, то они не социальны. Но на самом деле они социализируются через соцсети и игры. Я бы сказал, что самим взрослым нужно учиться новым способам коммуникаций и поиска знаний, чтобы не оставлять детей одних в новой среде. А вот это и есть риск. В цифровом мире, особенно в играх, мы часто видим придуманный мир, поэтому может сформироваться искаженное восприятие реальности. А вот это уже проблема.
Такая искаженная реальность может породить неадекватные ожидания от поведения других людей — вот тут и нужно вмешиваться педагогам и родителям. Такие проблемы, как ИИ и креативная индустрия, ИИ и социальное взаимодействие, еще не изучены.
Есть призывы сфокусироваться на социальных эффектах повсеместного распространения ИИ, но по большому счету мы в самом начале этого пути.
— Если мы поймем, что эффект непозитивен, то возможен ли контроль за развитием информационных технологий и кто его способен осуществлять?
— Контроль за информационными технологиями, очевидно, растет. Например, выпускаются различные кодексы этического регулирования ИИ.
Активно работают в этом направлении Британия и ЕС, которые выпускают официальные нормативные акты. Кто-то ограничивается концепциями, стратегиями и проектами. Но в первую очередь контроль осуществляется в вопросах распространения технологий и знаний, потому что часть этих знаний напрямую связана с военной и информационной безопасностью стран. Многие усилия, в первую очередь санкции, направлены на то, чтобы затормозить НТР в нашей стране.
Но не только. Самый главный конкурент условного Запада — это Китай. Именно поэтому в 2018 году разразился грандиозный скандал в США, когда Китай, находясь под жесткими техническими санкциями, представил смартфон с процессором 7 нм (название технологии для производства микросхем. — «ВМ»).
Для понимания: это передовая технология, доступная немногим. В России долгое время не вкладывались в развитие индустрии чипов и электроники. Сейчас ситуация меняется, все «проснулись» и стали развивать изготовление чипов. Но пока речь идет лишь о наращивании собственного производства по процессу 128 и 96 нм и импортозамещении чипов для карт (RFID). В текущей ситуации, чтобы догнать Китай, потребуется не меньше 10 лет. И это не единственный пример. Так, развитие новых технологий, в том числе использование ИИ в аналитике, инжиниринге, программировании, дает очевидные преимущества и сократит время, за которое можно догнать передовые страны.
Но нам нужны знания и нужны специалисты.
— А будут ли такие специалисты, ведь многие говорят об оттоке ценных кадров из России?
— Специалисты всегда будут там, где есть работа, оборудование и интересные задачи. Поэтому создание рабочих мест и постановка интересных задач являются непременным условием успеха.
А еще нужна массовость знания, технологический ликбез для всех и суперпрокачка для выдающихся. Чтобы иметь десять гениальных инженеров, нужно готовить сто талантливых. Для ста талантливых нужна тысяча способных и так далее. Это как раз сфера образования. Так что, возвращаясь к началу разговора, ИИ в образовании использовать можно и нужно, но делать это с умом. Как, собственно, и все в жизни.
ДОСЬЕ
Сергей Лукашкин возглавляет НОЦ «Цифровые технологии в образовании» Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета. Около двадцати лет проработал в кредитно-финансовой сфере, занимается проектами и технологической экспертизой в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности, цифровизации образования. Кандидат физико-математических наук.