Истребитель / Пресс-служба Министерства обороны РФ / mil.ru

Чудеса на виражах. Несмотря на перегрузки, летчики безукоризненно выполняют фигуры высшего пилотажа

  • Александр Хохлов
  • 5.04.2021

5 апреля исполняется 30 лет со дня создания единственной в мире авиационной группы, показывающей высший пилотаж на тяжелых строевых истребителях. Обладатели нескольких мировых рекордов, постоянные участники всех российских и многих зарубежных авиасалонов, «Русские Витязи» базируются на подмосковной авиационной базе Военно-воздушных сил России Кубинка в 60 километрах к западу от столицы.

Летчики-истребители — настоящие богатыри современности. На боевом самолете перегрузка может доходить до 9 g, то есть на пилота давит тяжесть в девять раз больше его веса, а при перегрузке в три единицы трудно просто поднять руку. Отобранные служить в авиационную группу «Русские Витязи» пилоты Военно-воздушных сил (ВВС) России и при таком дискомфорте уверенно выдерживают место в воздушном строю при сложных перестроениях и безукоризненно выполняют фигуры высшего пилотажа.

Визитная карточка ВВС

Пилотажная группа «Русские Витязи» основана 5 апреля 1991 года. Но тренироваться летчики 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка начали еще с 1989-го — сразу после поступления на вооружение новейшего по тем временам истребителя Су-27. Для группового пилотирования боевые самолеты, казалось, подходили мало. Но для наших летчиков нет невыполнимых задач. В небе над подмосковным аэродромом Кубинка они выполняли полеты в составе пары, тройки, а затем и четверки самолетов. Лучшие из лучших вошли в состав новой пилотажной группы.

Триумфальным стал уже первый показ мастерства, который 24 августа 1991 года на авиашоу в польской Познани продемонстрировал командир группы Владимир Баженов. О русских «чудесах на виражах» тогда написали газеты во всем мире, а на родине решили сделать эту авиационную группу визитной карточкой российских ВВС. Теперь без показательных выступлений «Русских Витязей» не проходит ни один парад Победы на Красной площади и практически ни один крупный международный авиасалон.

Триумфы и трагедии

С неизменным успехом выступления «Русских Витязей» проходят уже 30 лет в России и во многих странах мира. Русским летчикам рукоплескали зрители в Москве и британском Фарнборо, Волгограде и китайском Чжухае, в Норвегии, Бельгии, Словакии, Франции, ОАЭ и США.

Но в истории авиагруппы были и трагедии. В декабре 1995-го при возвращении с авиасалона в Малайзии три истребителя «Русских Витязей» при заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань врезались в туман в гору. Погибли четыре летчика-аса: Борис Григорьев, Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. В августе 2009-го во время воздушной тренировки погиб командир «Русских Витязей» Игорь Ткаченко, а в июне 2016-го — пилот Сергей Еременко. Место в строю заняли новые летчики. Сегодня в небо в составе пилотажной группы поднимается сын погибшего командира гвардии полковника Игоря Ткаченко, гвардии майор Игорь Игоревич Ткаченко.

Чудеса на виражах. Несмотря на перегрузки, летчики безукоризненно выполняют фигуры высшего пилотажа
Инфографика / Дмитрий Захаров

Господин воздуха

За 30 лет пилоты авиагруппы трижды «пересаживались» на новые самолеты ОКБ «Сухой». После Су-27 — на Су-30СМ, с них — на новейший Су-35С. Это боевой самолет поколения «4++», в котором широко использованы технологии пятого поколения. Сверхманевренный, высокоскоростной и хорошо вооруженный многофункциональный истребитель обладает высокой боевой живучестью. Он способен воевать в любых условиях обстановки и побеждать любого противника. До массового перевооружения российских ВВС на суперсовременные авиакомплексы 5-го поколения Су-57 этот самолет составляет основную боевую силу российской истребительной авиации.

У русских жесткие «сушки»

Пилоты «Русских Витязей», как и их летающие на МиГах коллеги из авиагруппы «Стрижи», не воздушные «акробаты», а военные летчики. Демонстрируемые на радость зрителям групповые «ромбы» и «колокола» в строях: «пирамида», «конверт», «стрела» и «колонна» имеют практический смысл. Каждая фигура высшего пилотажа, которую вычерчивает в небе самолет, предназначена для победы в реальном бою. Задача атакующего истребителя — занять выгодное положение и поразить вражеский самолет. Задача преследуемого — уйти из-под атаки, увернуться от огня. Даже выпуск красочных салютов на авиашоу — это отстрел ложных тепловых целей, сводящих с ума инфракрасные головки самонаведения ракет противника.

В 1993 году выступавших на канадской авиабазе Эбботсфорд «Русских Витязей» попытались взять «на слабо» местные военные пилоты. Зря они это. В тренировочном бою с CF-18 Hornet перестроившиеся в боевой строй Су-27 на глазах у 200 тысяч зрителей одержали победу — полную и безоговорочную.

Боевая подготовка и сегодня стоит у летчиков во главе угла. 25 марта 2021 года летчики «Русских Витязей» впервые провели боевые стрельбы управляемыми ракетами Р-73. Практические пуски новыми авиационными боеприпасами прошли с отличным качеством поражения назначенных целей.

ЦИФРА

600 километров в час скорость самолетов «Русских Витязей» при групповом пилотаже. А расстояние между кончиками крыльев — один метр.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Михайлов, герой Российской Федерации, главнокомандующий военно-воздушными силами России (январь 2002-май 2007), генерал армии:

— Весной 1989 года в войска начали поступать первые Су-27. Командующий ВВС Московского военного округа генерал-полковник авиации Игорь Дмитриев вызвал меня, своего 1-го заместителя, и сказал, что 10 июня будет показ новой авиатехники генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Спросил: возможно ли к этому сроку подготовиться и выполнить фигуру «ромб» на Су-27? Я сказал, что мне надо самому проверить самолет в полете. Три раза взлетел на новинке и доложил: хорошая машина, легкоуправляемая. А в людях я не сомневался.

Наши военные летчики — лучшие в мире. Всего за месяц ребята переучились на Су-27 и выдали на глазах Горбачева целое шоу высшего пилотажа.

Через два года в Кубинке сформировали «Русских Витязей» и начали отправлять выступать за границей, чтобы все видели, какие у России отличные пилоты и великолепная военная авиация. Марку «Витязи» держат и сегодня. Поздравляю летчиков авиагруппы с юбилеем!

Рекомендации