5 апреля исполняется 30 лет со дня создания единственной в мире авиационной группы, показывающей высший пилотаж на тяжелых строевых истребителях. Обладатели нескольких мировых рекордов, постоянные участники всех российских и многих зарубежных авиасалонов, «Русские Витязи» базируются на подмосковной авиационной базе Военно-воздушных сил России Кубинка в 60 километрах к западу от столицы.
Летчики-истребители — настоящие богатыри современности. На боевом самолете перегрузка может доходить до 9 g, то есть на пилота давит тяжесть в девять раз больше его веса, а при перегрузке в три единицы трудно просто поднять руку. Отобранные служить в авиационную группу «Русские Витязи» пилоты Военно-воздушных сил (ВВС) России и при таком дискомфорте уверенно выдерживают место в воздушном строю при сложных перестроениях и безукоризненно выполняют фигуры высшего пилотажа.
Визитная карточка ВВС
Пилотажная группа «Русские Витязи» основана 5 апреля 1991 года. Но тренироваться летчики 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка начали еще с 1989-го — сразу после поступления на вооружение новейшего по тем временам истребителя Су-27. Для группового пилотирования боевые самолеты, казалось, подходили мало. Но для наших летчиков нет невыполнимых задач. В небе над подмосковным аэродромом Кубинка они выполняли полеты в составе пары, тройки, а затем и четверки самолетов. Лучшие из лучших вошли в состав новой пилотажной группы.
Триумфальным стал уже первый показ мастерства, который 24 августа 1991 года на авиашоу в польской Познани продемонстрировал командир группы Владимир Баженов. О русских «чудесах на виражах» тогда написали газеты во всем мире, а на родине решили сделать эту авиационную группу визитной карточкой российских ВВС. Теперь без показательных выступлений «Русских Витязей» не проходит ни один парад Победы на Красной площади и практически ни один крупный международный авиасалон.
Триумфы и трагедии
С неизменным успехом выступления «Русских Витязей» проходят уже 30 лет в России и во многих странах мира. Русским летчикам рукоплескали зрители в Москве и британском Фарнборо, Волгограде и китайском Чжухае, в Норвегии, Бельгии, Словакии, Франции, ОАЭ и США.
Но в истории авиагруппы были и трагедии. В декабре 1995-го при возвращении с авиасалона в Малайзии три истребителя «Русских Витязей» при заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань врезались в туман в гору. Погибли четыре летчика-аса: Борис Григорьев, Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. В августе 2009-го во время воздушной тренировки погиб командир «Русских Витязей» Игорь Ткаченко, а в июне 2016-го — пилот Сергей Еременко. Место в строю заняли новые летчики. Сегодня в небо в составе пилотажной группы поднимается сын погибшего командира гвардии полковника Игоря Ткаченко, гвардии майор Игорь Игоревич Ткаченко.
Господин воздуха
За 30 лет пилоты авиагруппы трижды «пересаживались» на новые самолеты ОКБ «Сухой». После Су-27 — на Су-30СМ, с них — на новейший Су-35С. Это боевой самолет поколения «4++», в котором широко использованы технологии пятого поколения. Сверхманевренный, высокоскоростной и хорошо вооруженный многофункциональный истребитель обладает высокой боевой живучестью. Он способен воевать в любых условиях обстановки и побеждать любого противника. До массового перевооружения российских ВВС на суперсовременные авиакомплексы 5-го поколения Су-57 этот самолет составляет основную боевую силу российской истребительной авиации.
У русских жесткие «сушки»
Пилоты «Русских Витязей», как и их летающие на МиГах коллеги из авиагруппы «Стрижи», не воздушные «акробаты», а военные летчики. Демонстрируемые на радость зрителям групповые «ромбы» и «колокола» в строях: «пирамида», «конверт», «стрела» и «колонна» имеют практический смысл. Каждая фигура высшего пилотажа, которую вычерчивает в небе самолет, предназначена для победы в реальном бою. Задача атакующего истребителя — занять выгодное положение и поразить вражеский самолет. Задача преследуемого — уйти из-под атаки, увернуться от огня. Даже выпуск красочных салютов на авиашоу — это отстрел ложных тепловых целей, сводящих с ума инфракрасные головки самонаведения ракет противника.
В 1993 году выступавших на канадской авиабазе Эбботсфорд «Русских Витязей» попытались взять «на слабо» местные военные пилоты. Зря они это. В тренировочном бою с CF-18 Hornet перестроившиеся в боевой строй Су-27 на глазах у 200 тысяч зрителей одержали победу — полную и безоговорочную.
Боевая подготовка и сегодня стоит у летчиков во главе угла. 25 марта 2021 года летчики «Русских Витязей» впервые провели боевые стрельбы управляемыми ракетами Р-73. Практические пуски новыми авиационными боеприпасами прошли с отличным качеством поражения назначенных целей.
ЦИФРА
600 километров в час скорость самолетов «Русских Витязей» при групповом пилотаже. А расстояние между кончиками крыльев — один метр.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Михайлов, герой Российской Федерации, главнокомандующий военно-воздушными силами России (январь 2002-май 2007), генерал армии:
— Весной 1989 года в войска начали поступать первые Су-27. Командующий ВВС Московского военного округа генерал-полковник авиации Игорь Дмитриев вызвал меня, своего 1-го заместителя, и сказал, что 10 июня будет показ новой авиатехники генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Спросил: возможно ли к этому сроку подготовиться и выполнить фигуру «ромб» на Су-27? Я сказал, что мне надо самому проверить самолет в полете. Три раза взлетел на новинке и доложил: хорошая машина, легкоуправляемая. А в людях я не сомневался.
Наши военные летчики — лучшие в мире. Всего за месяц ребята переучились на Су-27 и выдали на глазах Горбачева целое шоу высшего пилотажа.
Через два года в Кубинке сформировали «Русских Витязей» и начали отправлять выступать за границей, чтобы все видели, какие у России отличные пилоты и великолепная военная авиация. Марку «Витязи» держат и сегодня. Поздравляю летчиков авиагруппы с юбилеем!